Сергей Казаков: «У нас наступило театральное возрождение»

Завершается 2022 год — традиционно непростой и насыщенный событиями. Конечно, в театре время принято исчислять не календарными годами, а сезонами, но всё же конец года — тоже важная веха, «экватор» театрального сезона.

Завершается 2022 год  — традиционно непростой и  насыщенный событиями. Конечно, в  театре время принято исчислять не  календарными годами, а  сезонами, но  всё  же конец года  — тоже важная веха, «экватор» театрального сезона. О  том, как прошел 2022 год в  Пензенском драматическом театре, и  о  том, чего ждать в  году наступающем, рассказывает художественный руководитель театра, заслуженный артист России Сергей Казаков .

—  Сказать, что год для всех нас был непростой  — это ничего не  сказать. Но, как ни  удивительно для театров  — и  это касается не  только нашего Пензенского драматического, но  и  всех театров России  — это год оказался поистине годом возрождения. Я  недавно почитал статистические данные  — посещаемость театров в  нашей стране за  год выросла почти в  два раза! Тут, конечно, сыграла свою роль и  отмена ковидных ограничений  — для нас в  Пензенской области 2  марта нынешнего года стало настоящим праздником, ведь именно в  этот день Губернатор постановил, что залы наконец-то можно наполнять на  сто процентов, а  не  наполовину, как два года до  этого.

Но, думаю, дело не  только в  этом. В  непростые времена люди по-особому тянутся к  настоящему живому искусству. А  театр, на  мой взгляд (да  простят меня коллеги из  других сфер),  — всё-таки самое живое, человечное и  универсальное искусство в  мире. Потому и  играем спектакли каждый вечер с  полными аншлагами. Потому наконец-то буквально у  входа на  наши спектакли спрашивают лишний билетик  — не  только на  малой сцене, подчёркиваю, но  и  на  большой, где 900  мест.

Конечно, сыграла свою роль Пушкинская карта  — гениальное, я  считаю, изобретение руководства нашей страны, благодаря которому школьники и  студенты  — все граждане нашей страны от  14  до  22  лет  — получили колоссальные возможности для приобщения к  искусству, в  том числе театральному: ведь государство уже третий год подряд зачисляет каждому обладателю этой карты денежную сумму, которую можно потратить только на  посещение спектаклей, концертов и  музеев (ну, ещё на  кино, но  меньше). Особенно ценно, что тут непременно должен сработать «отложенный эффект»: регулярно посещая театры по  Пушкинской карте, многие подростки и  молодые люди со  временем «подсядут» на  театр и  продолжат ходить на  спектакли, уже повзрослев. Именно так формируется новое поколение театральных зрителей. И  я  безумно рад видеть каждый вечер в  зале много молодёжи, тех, кому предстоит стать нашими постоянными и  верными зрителями.

За  год у  нас вышло шесть премьер. Много это или мало? В  целом, конечно, меньше, чем в  прежние годы, но, учитывая  то, что только-только завершилась пандемия и  средств у  театра было гораздо меньше, чем обычно,  — это весьма достойная цифра.

Каждая из  премьер по-своему очень значима. Вот, например, два бенефисных спектакля к  юбилеям наших ведущих актрис  — народной артистки России Галины Евгеньевны Репной и  заслуженной артистки России Натальи Витальевны Старовойт.

Галина Евгеньевна сыграла главную роль в  очень современном спектакле по  очень современной, откровенной пьесе Юлии Тупикиной « Ба », которую поставил режиссёр Кирилл Заборихин. Спектакль тоже идёт на  аншлагах, и  это особенно радует. Ведь наш зритель в  массе своей довольно осторожно относится к  современной драматургии и  современному театральному языку, но  в  случае с  «Ба» произошло стопроцентное попадание  — и  молодёжь, и  старшее поколение театралов приняли спектакль, потому что увидели: современная драматургия может быть интересной, живой и  способна по-настоящему трогать душу. А  Наталья Старовойт исполнила главную роль актрисы Джулии Лэмберт в  постановке по  мировой классике  — роману Сомерсета Моэма « Театр ». Режиссёр  — Алина Кушим из  Москвы, она в  прошлом году выпустила у  нас драму Михаила Рощина «Валентин и  Валентина», тоже очень кассовый спектакль. А  здесь получилась масштабная, красивая  и, главное, женская история  — как раз  то, что по  душе многим нашим зрительницам среднего и  старшего поколения. Хотя и  молодёжь эту постановку тоже с  удовольствием смотрит.

Еще один спектакль тоже у  нас вышел к  юбилею, но  только более солидному  — к  200-летию со  дня рождения Александра Николаевича Островского, которое мы  будем отмечать в  апреле будущего года. Это спектакль « На бойком месте ». Кирилл Заборихин увидел в  тексте Островского материал для настоящего триллера и  поставил спектакль с  одной стороны довольно классический, а  с  другой  — очень острый и  современный по  форме и  содержанию.

Очень интересная премьера вышла на  малой сцене. Наш актёр и  заодно студент-заочник режиссерского факультета ГИТИСа Никита Кузин поставил спектакль « Телефонный разговор » по  известному фантастическому рассказу Кира Булычёва «Можно попросить Нину?». Это, ко  всему прочему, еще и  дебют в  жанре моноспектакля для Юрия Землянского. И, по-моему, всё получилось. Мы  показали премьеру к  Дню Победы, и, по-моему, удалось главное  — поговорить о  том, что такое война, о  том, что такое для нас Победа, без пафоса, без громких слов, но  так, чтобы это прочувствовал каждый. Спектакль тоже аншлаговый (ну, впрочем, на  малой сцене у  нас аншлаги всегда, по  определению).

Конечно, не  забывали мы  и  про наших юных зрителей. Восстановили « Снежную королеву » по  сказке Андерсена (режиссёр  — Алла Решетникова), а  прямо сейчас ежедневно играем еще один спектакль по  Андерсену  — « Дюймовочку », которую Кирилл Заборихин специально поставил для новогодних праздников. Ну, это просто бомба, сказки такого уровня у  нас, кажется, никогда не  было. Почитайте отзывы в  прессе, в  соцсетях, а  лучше сами приходите с  детьми на  представление  — билеты на  некоторые дни еще есть, хоть и  очень мало.

Как видите, премьеры в  этом году были самые разные и  для разной публики. Я  давно уже говорю  — когда в  городе один крупный массовый театр (при всём уважении к  коллегам из  других театров, их  залы по  вместимости не  сравнимы с  нашим), приходится думать о  том, как этот почти тысячный зал наполнять. Причём зрителя, естественно, надо привлекать не  тупыми комедиями (чего уж  проще), а  настоящим театром, который заставляет думать и  сопереживать. А  вкусы, предпочтения у  всех разные  — значит, и  театр должен быть разным.

Показательно, что наградами в  этом году были отмечены тоже очень разные постановки: в  сентябре мы  возили на  фестиваль «Худсовет» в  Саранск спектакль «С  училища» по  современной, весьма жесткой пьесе Андрея Иванова, которую поставил Кирилл Заборихин, и  там актриса Марина Матвевнина получила приз «За  лучшую женскую роль». А  буквально позавчера Губернатор Олег Владимирович Мельниченко вручил нам диплом лауреата Губернаторской Премии за  выдающиеся достижения в  области культуры и  искусства по  итогам 2022 года  — наш спектакль «Мёртвые души» победил в  номинации «Театральное искусство». Поставил его тоже Кирилл Заборихин, а  роль Павла Ивановича Чичикова играет ваш покорный слуга. Награждена вся творческая группа спектакля.

Если говорить о  планах на  2023  год... Не  очень люблю их  озвучивать, мы, театральные люди, в  этом плане вообще суеверны, но  о  некоторых скажу: первой большой премьерой где-то в  апреле станет «Фантомас», над которым будет работать наш давний друг, московский режиссер Дмитрий Петрунь  — тот самый, кто поставил у  нас спектакли «Господа Головлёвы», «Клинический случай» и  «Тётушка на  миллион». Но  это будет постановка не  по  знаменитой кинотрилогии 1960-х, а  по  оригинальной серии романов, написанных французскими писателями Марселем Алленом и  Пьером Сувестром в  самом начале XX  века. Еще на  большой сцене в  конце театрального сезона, то  есть уже летом, должен выйти спектакль «Средство Макропулоса» по  фантастической пьесе Карела Чапека. Как видите, оба этих спектакля  — с  элементами фантастики, потому что мы  планируем в  октябре провести очередной фестиваль «МаскерадЪ», посвященный именно фантастической драматургии. Дай Бог, чтобы всё случилось.

А  на  малой сцене в  мае выйдет очень важный для нас спектакль  — «Зов. Три истории» по  повести известного современного писателя, нашего друга Виктора Бушмина. Это, может быть, одно из  первых в  российской литературе произведений о  нынешних защитниках Донбасса... Об  остальных планах  — как-нибудь потом.

Хочу поздравить с  наступающим Новым годом весь наш коллектив, всех наших зрителей, коллег, друзей! Здоровья, счастья, благополучия и  непременно много творчества!

А  для вас, уважаемые зрители, наш театр в  Новом году будет работать еще лучше и  интереснее! Приходите, мы  ждём вас!

Фото © Дмитрий Журкин

Последние новости

Итоги интернет-флешмоба в Пензенской области в честь Всемирного дня отказа от табака

Минздрав региона подвел итоги конкурса, который привлек внимание молодежи к проблематике курения.

В Кузнецке строят новую поликлинику для улучшения медицинских услуг

Строительство современной поликлиники обеспечит жителей города всем спектром медицинских услуг.

Новые инициативы по улучшению городской инфраструктуры

Городские власти запускают ряд проектов для повышения качества жизни жителей.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Уфе на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *