Сергей Казаков: «У нас наступило театральное возрождение»

Завершается 2022 год — традиционно непростой и насыщенный событиями. Конечно, в театре время принято исчислять не календарными годами, а сезонами, но всё же конец года — тоже важная веха, «экватор» театрального сезона.

Завершается 2022 год  — традиционно непростой и  насыщенный событиями. Конечно, в  театре время принято исчислять не  календарными годами, а  сезонами, но  всё  же конец года  — тоже важная веха, «экватор» театрального сезона. О  том, как прошел 2022 год в  Пензенском драматическом театре, и  о  том, чего ждать в  году наступающем, рассказывает художественный руководитель театра, заслуженный артист России Сергей Казаков .

—  Сказать, что год для всех нас был непростой  — это ничего не  сказать. Но, как ни  удивительно для театров  — и  это касается не  только нашего Пензенского драматического, но  и  всех театров России  — это год оказался поистине годом возрождения. Я  недавно почитал статистические данные  — посещаемость театров в  нашей стране за  год выросла почти в  два раза! Тут, конечно, сыграла свою роль и  отмена ковидных ограничений  — для нас в  Пензенской области 2  марта нынешнего года стало настоящим праздником, ведь именно в  этот день Губернатор постановил, что залы наконец-то можно наполнять на  сто процентов, а  не  наполовину, как два года до  этого.

Но, думаю, дело не  только в  этом. В  непростые времена люди по-особому тянутся к  настоящему живому искусству. А  театр, на  мой взгляд (да  простят меня коллеги из  других сфер),  — всё-таки самое живое, человечное и  универсальное искусство в  мире. Потому и  играем спектакли каждый вечер с  полными аншлагами. Потому наконец-то буквально у  входа на  наши спектакли спрашивают лишний билетик  — не  только на  малой сцене, подчёркиваю, но  и  на  большой, где 900  мест.

Конечно, сыграла свою роль Пушкинская карта  — гениальное, я  считаю, изобретение руководства нашей страны, благодаря которому школьники и  студенты  — все граждане нашей страны от  14  до  22  лет  — получили колоссальные возможности для приобщения к  искусству, в  том числе театральному: ведь государство уже третий год подряд зачисляет каждому обладателю этой карты денежную сумму, которую можно потратить только на  посещение спектаклей, концертов и  музеев (ну, ещё на  кино, но  меньше). Особенно ценно, что тут непременно должен сработать «отложенный эффект»: регулярно посещая театры по  Пушкинской карте, многие подростки и  молодые люди со  временем «подсядут» на  театр и  продолжат ходить на  спектакли, уже повзрослев. Именно так формируется новое поколение театральных зрителей. И  я  безумно рад видеть каждый вечер в  зале много молодёжи, тех, кому предстоит стать нашими постоянными и  верными зрителями.

За  год у  нас вышло шесть премьер. Много это или мало? В  целом, конечно, меньше, чем в  прежние годы, но, учитывая  то, что только-только завершилась пандемия и  средств у  театра было гораздо меньше, чем обычно,  — это весьма достойная цифра.

Каждая из  премьер по-своему очень значима. Вот, например, два бенефисных спектакля к  юбилеям наших ведущих актрис  — народной артистки России Галины Евгеньевны Репной и  заслуженной артистки России Натальи Витальевны Старовойт.

Галина Евгеньевна сыграла главную роль в  очень современном спектакле по  очень современной, откровенной пьесе Юлии Тупикиной « Ба », которую поставил режиссёр Кирилл Заборихин. Спектакль тоже идёт на  аншлагах, и  это особенно радует. Ведь наш зритель в  массе своей довольно осторожно относится к  современной драматургии и  современному театральному языку, но  в  случае с  «Ба» произошло стопроцентное попадание  — и  молодёжь, и  старшее поколение театралов приняли спектакль, потому что увидели: современная драматургия может быть интересной, живой и  способна по-настоящему трогать душу. А  Наталья Старовойт исполнила главную роль актрисы Джулии Лэмберт в  постановке по  мировой классике  — роману Сомерсета Моэма « Театр ». Режиссёр  — Алина Кушим из  Москвы, она в  прошлом году выпустила у  нас драму Михаила Рощина «Валентин и  Валентина», тоже очень кассовый спектакль. А  здесь получилась масштабная, красивая  и, главное, женская история  — как раз  то, что по  душе многим нашим зрительницам среднего и  старшего поколения. Хотя и  молодёжь эту постановку тоже с  удовольствием смотрит.

Еще один спектакль тоже у  нас вышел к  юбилею, но  только более солидному  — к  200-летию со  дня рождения Александра Николаевича Островского, которое мы  будем отмечать в  апреле будущего года. Это спектакль « На бойком месте ». Кирилл Заборихин увидел в  тексте Островского материал для настоящего триллера и  поставил спектакль с  одной стороны довольно классический, а  с  другой  — очень острый и  современный по  форме и  содержанию.

Очень интересная премьера вышла на  малой сцене. Наш актёр и  заодно студент-заочник режиссерского факультета ГИТИСа Никита Кузин поставил спектакль « Телефонный разговор » по  известному фантастическому рассказу Кира Булычёва «Можно попросить Нину?». Это, ко  всему прочему, еще и  дебют в  жанре моноспектакля для Юрия Землянского. И, по-моему, всё получилось. Мы  показали премьеру к  Дню Победы, и, по-моему, удалось главное  — поговорить о  том, что такое война, о  том, что такое для нас Победа, без пафоса, без громких слов, но  так, чтобы это прочувствовал каждый. Спектакль тоже аншлаговый (ну, впрочем, на  малой сцене у  нас аншлаги всегда, по  определению).

Конечно, не  забывали мы  и  про наших юных зрителей. Восстановили « Снежную королеву » по  сказке Андерсена (режиссёр  — Алла Решетникова), а  прямо сейчас ежедневно играем еще один спектакль по  Андерсену  — « Дюймовочку », которую Кирилл Заборихин специально поставил для новогодних праздников. Ну, это просто бомба, сказки такого уровня у  нас, кажется, никогда не  было. Почитайте отзывы в  прессе, в  соцсетях, а  лучше сами приходите с  детьми на  представление  — билеты на  некоторые дни еще есть, хоть и  очень мало.

Как видите, премьеры в  этом году были самые разные и  для разной публики. Я  давно уже говорю  — когда в  городе один крупный массовый театр (при всём уважении к  коллегам из  других театров, их  залы по  вместимости не  сравнимы с  нашим), приходится думать о  том, как этот почти тысячный зал наполнять. Причём зрителя, естественно, надо привлекать не  тупыми комедиями (чего уж  проще), а  настоящим театром, который заставляет думать и  сопереживать. А  вкусы, предпочтения у  всех разные  — значит, и  театр должен быть разным.

Показательно, что наградами в  этом году были отмечены тоже очень разные постановки: в  сентябре мы  возили на  фестиваль «Худсовет» в  Саранск спектакль «С  училища» по  современной, весьма жесткой пьесе Андрея Иванова, которую поставил Кирилл Заборихин, и  там актриса Марина Матвевнина получила приз «За  лучшую женскую роль». А  буквально позавчера Губернатор Олег Владимирович Мельниченко вручил нам диплом лауреата Губернаторской Премии за  выдающиеся достижения в  области культуры и  искусства по  итогам 2022 года  — наш спектакль «Мёртвые души» победил в  номинации «Театральное искусство». Поставил его тоже Кирилл Заборихин, а  роль Павла Ивановича Чичикова играет ваш покорный слуга. Награждена вся творческая группа спектакля.

Если говорить о  планах на  2023  год... Не  очень люблю их  озвучивать, мы, театральные люди, в  этом плане вообще суеверны, но  о  некоторых скажу: первой большой премьерой где-то в  апреле станет «Фантомас», над которым будет работать наш давний друг, московский режиссер Дмитрий Петрунь  — тот самый, кто поставил у  нас спектакли «Господа Головлёвы», «Клинический случай» и  «Тётушка на  миллион». Но  это будет постановка не  по  знаменитой кинотрилогии 1960-х, а  по  оригинальной серии романов, написанных французскими писателями Марселем Алленом и  Пьером Сувестром в  самом начале XX  века. Еще на  большой сцене в  конце театрального сезона, то  есть уже летом, должен выйти спектакль «Средство Макропулоса» по  фантастической пьесе Карела Чапека. Как видите, оба этих спектакля  — с  элементами фантастики, потому что мы  планируем в  октябре провести очередной фестиваль «МаскерадЪ», посвященный именно фантастической драматургии. Дай Бог, чтобы всё случилось.

А  на  малой сцене в  мае выйдет очень важный для нас спектакль  — «Зов. Три истории» по  повести известного современного писателя, нашего друга Виктора Бушмина. Это, может быть, одно из  первых в  российской литературе произведений о  нынешних защитниках Донбасса... Об  остальных планах  — как-нибудь потом.

Хочу поздравить с  наступающим Новым годом весь наш коллектив, всех наших зрителей, коллег, друзей! Здоровья, счастья, благополучия и  непременно много творчества!

А  для вас, уважаемые зрители, наш театр в  Новом году будет работать еще лучше и  интереснее! Приходите, мы  ждём вас!

Фото © Дмитрий Журкин

Последние новости

Пензенцы ознакомились с продукцией завода торгового машиностроения

В рамках Дней Пензенской области в Республике Беларусь губернатор Олег Мельниченко, председатель Законодательного Собрания Вадим Супиков в составе официальной делегации региона посетили компанию «ТоргМаш» в Барановичах,

Пензенская область: продолжается ремонт Лунино - Исса

В рамках нацпроекта "Инфраструктура для жизни" на автомобильной дороге Лунино - Исса продолжается укладка верхнего слоя асфальтобетонного покрытия.

Всю зиму собираю втулки от туалетной бумаги: вот зачем они нужны в саду и на огороде — запомните раз и навсегда

ПроГород Оказывается, втулки от туалетной бумаги могут спасти урожай. Только вот собирать эти втулки точно надо всю зиму.

МегаФон для бизнеса: как выбрать интернет-тариф для работы и путешествий

Решения для предпринимателей и компаний, которые ценят стабильность, скорость и удобство подключения

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Уфе на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *