Валенки с многовековой историей

  4 декабря в селе Чемодановка, в обновлённом парке на улице Фабричная, прошло торжественное открытие памятника «Валенки».

 

4 декабря в селе Чемодановка, в обновлённом парке на улице Фабричная, прошло торжественное открытие памятника «Валенки». Несомненно, это событие стало завершением  второго этапа благоустройства общественной зоны отдыха и приятным подарком для жителей села в преддверии Нового года. С кульптуру, символизирующую валенки, решили установить не случайно. Основным ремеслом местных жителей в Чемодановке испокон веков было валяние валенок. Секреты мастерства передавались из поколения в поколение. Во время Великой Отечественной войны на валяльном комбинате по заказу  чемодановцы валяли валенки на фронт.  Несмотря на трескучий мороз и порывистый ветер, желающих посмотреть на открытие «чудо-валенок» собралось немало. С приветственным словом к присутствующим обратилась глава Чемодановского сельсовета Жанна  Николаенкова: – Сегодня мы собрались по очень замечательному поводу – чтобы открыть в нашем парке памятник, который никого не оставил равнодушным. Называется он «Валенки».  Право открыть памятник предоставили  старейшему жителю села и почётному валяльщику Василию Васильевичу Комарову.  – Валенки начал валять я с 12 лет, – начал он свой рассказ. – Как началась война, в 1941 году папа ушёл на фронт, и дядя начал меня учить валять валенки. И вот мы – дети, женщины, старики – стали изготавливать валенки для фронта. Я всю жизнь их делал, хоть и работал в школе учителем...  Сколько лет валяльному ремеслу?  Почему именно валенки по праву заслужили  стать украшением парка? Об этом рассказала, проведя  небольшой исторический экскурс в прошлое Чемодановки,  председатель Совета ветеранов Вера Худякова. – Чемодановка основана  в 1685 году Фёдором Ивановичем Чемодановым, – напомнила она. – Ему за ратные подвиги эти земли дали в дар. В дальнейшем он недолго здесь жил, погиб во время похода воинов на Азов. Земля перешла его жене, потом – детям, внукам.  Чемоданов не просто приезжал сюда отдыхать, он заботился о людях, которые здесь жили. Чтобы они трудились, в Чемодановке пытались создать конный завод. Но это дело не прижилось. Построили суконную фабрику, но она тоже долго не просуществовала. Затем построили валяльный комбинат – вот это занятие пришлось по душе местным жителям. Работая, наши  прапрадеды научились делать валенки, а потом стали передавать опыт из поколения в поколение. Я хочу сказать, что чемодановские валенки знают по всей России. Именно они грели молодых бойцов во время войны. И я думаю, что, если посмотреть на эти валенки, они, может быть, смешные, может, неказистые, но сколько в них тепла и добра! Мы не должны быть «иванами, не помнящими родства», мы должны помнить свои корни и ремесло, которое передали наши предки. Валяние – семейное дело Именно  Чемоданов создал первый валяльный комбинат. Ремесленники валяли валенки не в одиночку, а целыми бригадами. Кто настилал, кто шерсть чесал, в селе сохранились три чесалки, одна из них до сих пор работает. Валяние – очень трудоёмкий, объёмный процесс, но со временем комбинат прекратил свою работу. Люди, работавшие там, унесли с собой секреты мастерства и принесли их в свои семьи. Нина Николаевна Сокова всю жизнь  изготавливала валенки. Женщина очень эмоционально, со слезами на глазах прочитала стихотворение собственного сочинения о нелёгком ремесле валяльщиков того времени. После выступления нам удалось немного пообщаться с женщиной и расспросить её о том, как она постигла это ремесло.  – У меня всю жизнь отец валял, свёкор, – вспоминает Нина Николаевна. – С малых лет папа заставлял меня выкатывать шерсть и щипать от репейника. Газа в то время не было, света тоже, был большой ведёрный самовар. Валяли из самовара, в печке сушили, а потом на базар ходили. В 1964 году я вышла замуж, в семье мужа тоже валяли. Мой муж делал валенки до 2010 года. На нашем доме сейчас висит мраморная  доска. Бессоновская администрация повесила её в дань уважения  трудовых заслуг моего мужа. Я постаралась передать своё умение сыну и снохе. Я очень рада, что установили этот памятник, а то мы уже совсем старые,  и никакой памяти о нас бы не осталось. Памятник валенкам украсят табличками. На первой будет написано «Валяной обуви  две тысячи  с половиной лет» (впервые упоминание о войлочной обуви  зафиксировано «В слове о полку Игореве»), а также краткая информация о том, что село основано Чемодановым в 1685 году. А на второй – поговорки и пословицы, посвящённые валяльному делу.  Кстати На протяжении двух лет в Чемодановке велись работы по национальному проекту «Жильё и городская среда», инициированному Президентом России Владимиром Путиным. В этом году проложили тропинки, велодорожки, установили декоративные буквы, а также  позаботились об освещении. На эти цели было выделено 15 миллионов рублей. В следующем же году  предстоит сделать спортивную площадку для баскетбола, футбола, волейбола, в зимний период это будет хоккейная коробка для катания на коньках и игр. Рядом намерены установить детский игровой комплекс. Что значит «скрябы шмырить»? Большинство жителей села занимались отхожим валянием, собирались в партии по два-три человека или даже в группы  и ходили по сёлам, работая на заказ. Изготовители валенок хотели сохранить в тайне секрет своего ремесла, поэтому и придумали собственный язык. Когда они с головой уходили в работу по валянию валенок, это называлось «уйти в панат». Отсюда и пошло название языка - панатский, рабочий. Панатский язык начал формироваться с XVIII века. Это видоизмененные русские, мордовские и татарские слова. Слова, зафиксированные в  селе Чемодановка, тематически разнообразны: присутствуют и наименования родственных связей, и наименования предметов быта, и лексика, связанная с ремеслом, и счётные слова, и наименования некоторых лиц и действий. Примеры слов  на панатском языке: скрябы? - «сапоги, валенки»  скрябы? шмыри?ть - «валять» скрипу?ля - «дверь» му?чилка - «рука» масто?гать, маста?кать - «работать, делать» матафо?нка, мата?фня  - «кошка»  штуха?ры - «ноги» гальмо? - «молоко» зяха?ть - «говорить» ано?шка - «нос» верша?ть - «смотреть, видеть» вя?чий  - «большой» дробня? - «вода»

 

4 декабря в селе Чемодановка, в обновлённом парке на улице Фабричная, прошло торжественное открытие памятника «Валенки». Несомненно, это событие стало завершением  второго этапа благоустройства общественной зоны отдыха и приятным подарком для жителей села в преддверии Нового года.

С кульптуру, символизирующую валенки, решили установить не случайно. Основным ремеслом местных жителей в Чемодановке испокон веков было валяние валенок. Секреты мастерства передавались из поколения в поколение. Во время Великой Отечественной войны на валяльном комбинате по заказу  чемодановцы валяли валенки на фронт. 

Несмотря на трескучий мороз и порывистый ветер, желающих посмотреть на открытие «чудо-валенок» собралось немало. С приветственным словом к присутствующим обратилась глава Чемодановского сельсовета Жанна  Николаенкова:

– Сегодня мы собрались по очень замечательному поводу – чтобы открыть в нашем парке памятник, который никого не оставил равнодушным. Называется он «Валенки». 

Право открыть памятник предоставили  старейшему жителю села и почётному валяльщику Василию Васильевичу Комарову. 

– Валенки начал валять я с 12 лет, – начал он свой рассказ. – Как началась война, в 1941 году папа ушёл на фронт, и дядя начал меня учить валять валенки. И вот мы – дети, женщины, старики – стали изготавливать валенки для фронта. Я всю жизнь их делал, хоть и работал в школе учителем... 

Сколько лет валяльному ремеслу? 

Почему именно валенки по праву заслужили  стать украшением парка? Об этом рассказала, проведя  небольшой исторический экскурс в прошлое Чемодановки,  председатель Совета ветеранов Вера Худякова.

– Чемодановка основана  в 1685 году Фёдором Ивановичем Чемодановым, – напомнила она. – Ему за ратные подвиги эти земли дали в дар. В дальнейшем он недолго здесь жил, погиб во время похода воинов на Азов. Земля перешла его жене, потом – детям, внукам.  Чемоданов не просто приезжал сюда отдыхать, он заботился о людях, которые здесь жили. Чтобы они трудились, в Чемодановке пытались создать конный завод. Но это дело не прижилось. Построили суконную фабрику, но она тоже долго не просуществовала. Затем построили валяльный комбинат – вот это занятие пришлось по душе местным жителям. Работая, наши  прапрадеды научились делать валенки, а потом стали передавать опыт из поколения в поколение. Я хочу сказать, что чемодановские валенки знают по всей России. Именно они грели молодых бойцов во время войны. И я думаю, что, если посмотреть на эти валенки, они, может быть, смешные, может, неказистые, но сколько в них тепла и добра! Мы не должны быть «иванами, не помнящими родства», мы должны помнить свои корни и ремесло, которое передали наши предки.

Валяние – семейное дело

Именно  Чемоданов создал первый валяльный комбинат. Ремесленники валяли валенки не в одиночку, а целыми бригадами. Кто настилал, кто шерсть чесал, в селе сохранились три чесалки, одна из них до сих пор работает. Валяние – очень трудоёмкий, объёмный процесс, но со временем комбинат прекратил свою работу. Люди, работавшие там, унесли с собой секреты мастерства и принесли их в свои семьи.

Нина Николаевна Сокова всю жизнь  изготавливала валенки. Женщина очень эмоционально, со слезами на глазах прочитала стихотворение собственного сочинения о нелёгком ремесле валяльщиков того времени. После выступления нам удалось немного пообщаться с женщиной и расспросить её о том, как она постигла это ремесло. 

– У меня всю жизнь отец валял, свёкор, – вспоминает Нина Николаевна. – С малых лет папа заставлял меня выкатывать шерсть и щипать от репейника. Газа в то время не было, света тоже, был большой ведёрный самовар. Валяли из самовара, в печке сушили, а потом на базар ходили. В 1964 году я вышла замуж, в семье мужа тоже валяли. Мой муж делал валенки до 2010 года. На нашем доме сейчас висит мраморная  доска. Бессоновская администрация повесила её в дань уважения  трудовых заслуг моего мужа. Я постаралась передать своё умение сыну и снохе. Я очень рада, что установили этот памятник, а то мы уже совсем старые,  и никакой памяти о нас бы не осталось.

Памятник валенкам украсят табличками. На первой будет написано «Валяной обуви  две тысячи  с половиной лет» (впервые упоминание о войлочной обуви  зафиксировано «В слове о полку Игореве»), а также краткая информация о том, что село основано Чемодановым в 1685 году. А на второй – поговорки и пословицы, посвящённые валяльному делу. 

Кстати

На протяжении двух лет в Чемодановке велись работы по национальному проекту «Жильё и городская среда», инициированному Президентом России Владимиром Путиным. В этом году проложили тропинки, велодорожки, установили декоративные буквы, а также  позаботились об освещении. На эти цели было выделено 15 миллионов рублей.

В следующем же году  предстоит сделать спортивную площадку для баскетбола, футбола, волейбола, в зимний период это будет хоккейная коробка для катания на коньках и игр. Рядом намерены установить детский игровой комплекс.

Что значит «скрябы шмырить»?

Большинство жителей села занимались отхожим валянием, собирались в партии по два-три человека или даже в группы  и ходили по сёлам, работая на заказ. Изготовители валенок хотели сохранить в тайне секрет своего ремесла, поэтому и придумали собственный язык. Когда они с головой уходили в работу по валянию валенок, это называлось «уйти в панат». Отсюда и пошло название языка - панатский, рабочий. Панатский язык начал формироваться с XVIII века. Это видоизмененные русские, мордовские и татарские слова. Слова, зафиксированные в  селе Чемодановка, тематически разнообразны: присутствуют и наименования родственных связей, и наименования предметов быта, и лексика, связанная с ремеслом, и счётные слова, и наименования некоторых лиц и действий.

Примеры слов  на панатском языке:

скрябы? - «сапоги, валенки» 

скрябы? шмыри?ть - «валять»

скрипу?ля - «дверь»

му?чилка - «рука»

масто?гать, маста?кать - «работать, делать»

матафо?нка, мата?фня  - «кошка» 

штуха?ры - «ноги»

гальмо? - «молоко»

зяха?ть - «говорить»

ано?шка - «нос»

верша?ть - «смотреть, видеть»

вя?чий  - «большой»

дробня? - «вода»


Последние новости

Кремль планирует обновить систему оценки губернаторов

В новую систему будут включены социологические параметры для более точной оценки работы региональных лидеров.

Аграрная дипломатия: Пензенская область на встрече с главами регионов РФ

Губернатор Олег Мельниченко сообщил о росте экспорта сельхозпродукции региона.

Экспорт пензенской сельхозпродукции увеличивается на фоне аграрной дипломатии

Губернатор Олег Мельниченко рассказал о росте внешнеэкономических связей региона.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Видном с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *