Валенки с многовековой историей
4 декабря в селе Чемодановка, в обновлённом парке на улице Фабричная, прошло торжественное открытие памятника «Валенки».
4 декабря в селе Чемодановка, в обновлённом парке на улице Фабричная, прошло торжественное открытие памятника «Валенки». Несомненно, это событие стало завершением второго этапа благоустройства общественной зоны отдыха и приятным подарком для жителей села в преддверии Нового года. С кульптуру, символизирующую валенки, решили установить не случайно. Основным ремеслом местных жителей в Чемодановке испокон веков было валяние валенок. Секреты мастерства передавались из поколения в поколение. Во время Великой Отечественной войны на валяльном комбинате по заказу чемодановцы валяли валенки на фронт. Несмотря на трескучий мороз и порывистый ветер, желающих посмотреть на открытие «чудо-валенок» собралось немало. С приветственным словом к присутствующим обратилась глава Чемодановского сельсовета Жанна Николаенкова: – Сегодня мы собрались по очень замечательному поводу – чтобы открыть в нашем парке памятник, который никого не оставил равнодушным. Называется он «Валенки». Право открыть памятник предоставили старейшему жителю села и почётному валяльщику Василию Васильевичу Комарову. – Валенки начал валять я с 12 лет, – начал он свой рассказ. – Как началась война, в 1941 году папа ушёл на фронт, и дядя начал меня учить валять валенки. И вот мы – дети, женщины, старики – стали изготавливать валенки для фронта. Я всю жизнь их делал, хоть и работал в школе учителем... Сколько лет валяльному ремеслу? Почему именно валенки по праву заслужили стать украшением парка? Об этом рассказала, проведя небольшой исторический экскурс в прошлое Чемодановки, председатель Совета ветеранов Вера Худякова. – Чемодановка основана в 1685 году Фёдором Ивановичем Чемодановым, – напомнила она. – Ему за ратные подвиги эти земли дали в дар. В дальнейшем он недолго здесь жил, погиб во время похода воинов на Азов. Земля перешла его жене, потом – детям, внукам. Чемоданов не просто приезжал сюда отдыхать, он заботился о людях, которые здесь жили. Чтобы они трудились, в Чемодановке пытались создать конный завод. Но это дело не прижилось. Построили суконную фабрику, но она тоже долго не просуществовала. Затем построили валяльный комбинат – вот это занятие пришлось по душе местным жителям. Работая, наши прапрадеды научились делать валенки, а потом стали передавать опыт из поколения в поколение. Я хочу сказать, что чемодановские валенки знают по всей России. Именно они грели молодых бойцов во время войны. И я думаю, что, если посмотреть на эти валенки, они, может быть, смешные, может, неказистые, но сколько в них тепла и добра! Мы не должны быть «иванами, не помнящими родства», мы должны помнить свои корни и ремесло, которое передали наши предки. Валяние – семейное дело Именно Чемоданов создал первый валяльный комбинат. Ремесленники валяли валенки не в одиночку, а целыми бригадами. Кто настилал, кто шерсть чесал, в селе сохранились три чесалки, одна из них до сих пор работает. Валяние – очень трудоёмкий, объёмный процесс, но со временем комбинат прекратил свою работу. Люди, работавшие там, унесли с собой секреты мастерства и принесли их в свои семьи. Нина Николаевна Сокова всю жизнь изготавливала валенки. Женщина очень эмоционально, со слезами на глазах прочитала стихотворение собственного сочинения о нелёгком ремесле валяльщиков того времени. После выступления нам удалось немного пообщаться с женщиной и расспросить её о том, как она постигла это ремесло. – У меня всю жизнь отец валял, свёкор, – вспоминает Нина Николаевна. – С малых лет папа заставлял меня выкатывать шерсть и щипать от репейника. Газа в то время не было, света тоже, был большой ведёрный самовар. Валяли из самовара, в печке сушили, а потом на базар ходили. В 1964 году я вышла замуж, в семье мужа тоже валяли. Мой муж делал валенки до 2010 года. На нашем доме сейчас висит мраморная доска. Бессоновская администрация повесила её в дань уважения трудовых заслуг моего мужа. Я постаралась передать своё умение сыну и снохе. Я очень рада, что установили этот памятник, а то мы уже совсем старые, и никакой памяти о нас бы не осталось. Памятник валенкам украсят табличками. На первой будет написано «Валяной обуви две тысячи с половиной лет» (впервые упоминание о войлочной обуви зафиксировано «В слове о полку Игореве»), а также краткая информация о том, что село основано Чемодановым в 1685 году. А на второй – поговорки и пословицы, посвящённые валяльному делу. Кстати На протяжении двух лет в Чемодановке велись работы по национальному проекту «Жильё и городская среда», инициированному Президентом России Владимиром Путиным. В этом году проложили тропинки, велодорожки, установили декоративные буквы, а также позаботились об освещении. На эти цели было выделено 15 миллионов рублей. В следующем же году предстоит сделать спортивную площадку для баскетбола, футбола, волейбола, в зимний период это будет хоккейная коробка для катания на коньках и игр. Рядом намерены установить детский игровой комплекс. Что значит «скрябы шмырить»? Большинство жителей села занимались отхожим валянием, собирались в партии по два-три человека или даже в группы и ходили по сёлам, работая на заказ. Изготовители валенок хотели сохранить в тайне секрет своего ремесла, поэтому и придумали собственный язык. Когда они с головой уходили в работу по валянию валенок, это называлось «уйти в панат». Отсюда и пошло название языка - панатский, рабочий. Панатский язык начал формироваться с XVIII века. Это видоизмененные русские, мордовские и татарские слова. Слова, зафиксированные в селе Чемодановка, тематически разнообразны: присутствуют и наименования родственных связей, и наименования предметов быта, и лексика, связанная с ремеслом, и счётные слова, и наименования некоторых лиц и действий. Примеры слов на панатском языке: скрябы? - «сапоги, валенки» скрябы? шмыри?ть - «валять» скрипу?ля - «дверь» му?чилка - «рука» масто?гать, маста?кать - «работать, делать» матафо?нка, мата?фня - «кошка» штуха?ры - «ноги» гальмо? - «молоко» зяха?ть - «говорить» ано?шка - «нос» верша?ть - «смотреть, видеть» вя?чий - «большой» дробня? - «вода»
4 декабря в селе Чемодановка, в обновлённом парке на улице Фабричная, прошло торжественное открытие памятника «Валенки». Несомненно, это событие стало завершением второго этапа благоустройства общественной зоны отдыха и приятным подарком для жителей села в преддверии Нового года.
С кульптуру, символизирующую валенки, решили установить не случайно. Основным ремеслом местных жителей в Чемодановке испокон веков было валяние валенок. Секреты мастерства передавались из поколения в поколение. Во время Великой Отечественной войны на валяльном комбинате по заказу чемодановцы валяли валенки на фронт.
Несмотря на трескучий мороз и порывистый ветер, желающих посмотреть на открытие «чудо-валенок» собралось немало. С приветственным словом к присутствующим обратилась глава Чемодановского сельсовета Жанна Николаенкова:
– Сегодня мы собрались по очень замечательному поводу – чтобы открыть в нашем парке памятник, который никого не оставил равнодушным. Называется он «Валенки».
Право открыть памятник предоставили старейшему жителю села и почётному валяльщику Василию Васильевичу Комарову.
– Валенки начал валять я с 12 лет, – начал он свой рассказ. – Как началась война, в 1941 году папа ушёл на фронт, и дядя начал меня учить валять валенки. И вот мы – дети, женщины, старики – стали изготавливать валенки для фронта. Я всю жизнь их делал, хоть и работал в школе учителем...
Сколько лет валяльному ремеслу?
Почему именно валенки по праву заслужили стать украшением парка? Об этом рассказала, проведя небольшой исторический экскурс в прошлое Чемодановки, председатель Совета ветеранов Вера Худякова.
– Чемодановка основана в 1685 году Фёдором Ивановичем Чемодановым, – напомнила она. – Ему за ратные подвиги эти земли дали в дар. В дальнейшем он недолго здесь жил, погиб во время похода воинов на Азов. Земля перешла его жене, потом – детям, внукам. Чемоданов не просто приезжал сюда отдыхать, он заботился о людях, которые здесь жили. Чтобы они трудились, в Чемодановке пытались создать конный завод. Но это дело не прижилось. Построили суконную фабрику, но она тоже долго не просуществовала. Затем построили валяльный комбинат – вот это занятие пришлось по душе местным жителям. Работая, наши прапрадеды научились делать валенки, а потом стали передавать опыт из поколения в поколение. Я хочу сказать, что чемодановские валенки знают по всей России. Именно они грели молодых бойцов во время войны. И я думаю, что, если посмотреть на эти валенки, они, может быть, смешные, может, неказистые, но сколько в них тепла и добра! Мы не должны быть «иванами, не помнящими родства», мы должны помнить свои корни и ремесло, которое передали наши предки.
Валяние – семейное дело
Именно Чемоданов создал первый валяльный комбинат. Ремесленники валяли валенки не в одиночку, а целыми бригадами. Кто настилал, кто шерсть чесал, в селе сохранились три чесалки, одна из них до сих пор работает. Валяние – очень трудоёмкий, объёмный процесс, но со временем комбинат прекратил свою работу. Люди, работавшие там, унесли с собой секреты мастерства и принесли их в свои семьи.
Нина Николаевна Сокова всю жизнь изготавливала валенки. Женщина очень эмоционально, со слезами на глазах прочитала стихотворение собственного сочинения о нелёгком ремесле валяльщиков того времени. После выступления нам удалось немного пообщаться с женщиной и расспросить её о том, как она постигла это ремесло.
– У меня всю жизнь отец валял, свёкор, – вспоминает Нина Николаевна. – С малых лет папа заставлял меня выкатывать шерсть и щипать от репейника. Газа в то время не было, света тоже, был большой ведёрный самовар. Валяли из самовара, в печке сушили, а потом на базар ходили. В 1964 году я вышла замуж, в семье мужа тоже валяли. Мой муж делал валенки до 2010 года. На нашем доме сейчас висит мраморная доска. Бессоновская администрация повесила её в дань уважения трудовых заслуг моего мужа. Я постаралась передать своё умение сыну и снохе. Я очень рада, что установили этот памятник, а то мы уже совсем старые, и никакой памяти о нас бы не осталось.
Памятник валенкам украсят табличками. На первой будет написано «Валяной обуви две тысячи с половиной лет» (впервые упоминание о войлочной обуви зафиксировано «В слове о полку Игореве»), а также краткая информация о том, что село основано Чемодановым в 1685 году. А на второй – поговорки и пословицы, посвящённые валяльному делу.
Кстати
На протяжении двух лет в Чемодановке велись работы по национальному проекту «Жильё и городская среда», инициированному Президентом России Владимиром Путиным. В этом году проложили тропинки, велодорожки, установили декоративные буквы, а также позаботились об освещении. На эти цели было выделено 15 миллионов рублей.
В следующем же году предстоит сделать спортивную площадку для баскетбола, футбола, волейбола, в зимний период это будет хоккейная коробка для катания на коньках и игр. Рядом намерены установить детский игровой комплекс.
Что значит «скрябы шмырить»?
Большинство жителей села занимались отхожим валянием, собирались в партии по два-три человека или даже в группы и ходили по сёлам, работая на заказ. Изготовители валенок хотели сохранить в тайне секрет своего ремесла, поэтому и придумали собственный язык. Когда они с головой уходили в работу по валянию валенок, это называлось «уйти в панат». Отсюда и пошло название языка - панатский, рабочий. Панатский язык начал формироваться с XVIII века. Это видоизмененные русские, мордовские и татарские слова. Слова, зафиксированные в селе Чемодановка, тематически разнообразны: присутствуют и наименования родственных связей, и наименования предметов быта, и лексика, связанная с ремеслом, и счётные слова, и наименования некоторых лиц и действий.
Примеры слов на панатском языке:
скрябы? - «сапоги, валенки»
скрябы? шмыри?ть - «валять»
скрипу?ля - «дверь»
му?чилка - «рука»
масто?гать, маста?кать - «работать, делать»
матафо?нка, мата?фня - «кошка»
штуха?ры - «ноги»
гальмо? - «молоко»
зяха?ть - «говорить»
ано?шка - «нос»
верша?ть - «смотреть, видеть»
вя?чий - «большой»
дробня? - «вода»
Последние новости
Кремль планирует обновить систему оценки губернаторов
В новую систему будут включены социологические параметры для более точной оценки работы региональных лидеров.
Аграрная дипломатия: Пензенская область на встрече с главами регионов РФ
Губернатор Олег Мельниченко сообщил о росте экспорта сельхозпродукции региона.
Экспорт пензенской сельхозпродукции увеличивается на фоне аграрной дипломатии
Губернатор Олег Мельниченко рассказал о росте внешнеэкономических связей региона.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией