Завершаем год театра
2019 год, объявленный в России Годом театра, подходит к концу. Завершаются мероприятия в Никольском краеведческом музее, посвященные этому событию, но остаются выставка и память о театральных увлечениях наших земляков.
2019 год, объявленный в России Годом театра, подходит к концу. Завершаются мероприятия в Никольском краеведческом музее, посвященные этому событию, но остаются выставка и память о театральных увлечениях наших земляков.
У нас в гостях
Театральный год уходит, и Никольский краеведческий музей в рамках традиционных встреч с интересными людьми пригласил на творческий вечер руководителя литературно-драматургической части Пензенского областного драматического театра имени А.В. Луначарского Виталия Германовича Соколова.
Послушать и пообщаться с человеком театра было очень интересно, о чем сказали все присутствовавшие на встрече. Публика была разная — от школьников до пенсионеров, но диалог получился. Многие никольчане стараются бывать в областном драмтеатре, но, понятно, часто это делать не удается, зато совсем недавно «луначарцы» привозили в Никольск спектакли «Мужчина к празднику» и – для детей - «Суперзаяц».
Рассказ Виталия Соколова об истории театра, о «закулисье», о современных постановках и выборе пьес сопровождался видеороликами и фоторядом, что оживляло встречу и вовлекало слушателей в беседу.
Кстати, из Никольска родом две действующие актрисы облдрамтеатра — Юлия Кошкина и Юлия Кузьмина.
Как сказал впоследствии Виталий Соколов, «можно было бы и дольше беседовать, но надо было возвращаться в Пензу, чтобы успеть на празднование 40-летия студии «Росток».
XVIII – XIX вв.
Театр Столыпина
Пензенские провинциалы любили театр всегда. Уже в 1793 году в театре пензенского дворянина Полчанининова еженедельно ставились спектакли, главным образом, по комедиям Сумарокова. Это была дворянская забава. В усадьбах же процветали театры крепостные. На довольно тусклом фоне жизни русской провинции конца 18 – начала 19 вв. они были единственным местом, где можно было найти культурное развлечение. Самым известным был театр Григория Гладкова и его сына Василия, просуществовавший до 1829 года.
На всю Россию славился домашний театр Алексея Емельяновича Столыпина, богатейшего помещика, владельца домов в Москве и имений в Поволжье, пензенского губернского предводителя дворянства.
Первые театральные «потехи» разыгрывались в его барском доме в селе Столыпино. Когда дети подросли, Алексей Столыпин перевез семью в Москву, выстроил каменный дом в Знаменском переулке близ Арбатских ворот и устроил в нем домашний театр.
Первоначально домашний столыпинский театр был любительским. Затем, подражая столичным вельможам, Столыпин завел публичную крепостную труппу, состоящую более чем из семидесяти актёров и музыкантов, чтобы развлекать гостей. Его труппу составляли привезенные из наших краев крепостные артисты. Их труд ничего не стоил помещику, тем более что, по словам современника, в столыпинском театре «бюджет прихода и расхода состоял в равновесии; актеры трагики, солисты певцы, актеры комики служили по двум министерствам его дома; утром порскают (с собаками на охоте), вечером комедии, трагедии, оперу играют. Это было благоразумно и хозяйственно соображено». Уверяли, что прадед П.А. Столыпина был тем самым персонажем фамусовской Москвы, о котором в комедии «Горе от ума» говорилось:
А наше солнышко? наш клад?
На лбу написано: Театр и Маскерад;
Дом зеленью раскрашен в виде рощи,
Сам толст, его артисты тощи.
Труппа актеров А. Е. Столыпина в свое время пользовалась большой известностью. Особенно славилась в ней опереточная актриса «Варинька Столыпинская» (Варвара Борисовна Новикова), впоследствии вышедшая замуж за известного писателя Николая Страхова.
Театр свой Столыпин содержал долго, но в 1806 году небезвыгодно, за тридцать две тысячи рублей, продал труппу из семидесяти четырех актеров и музыкантов, а также и реквизит в императорский театр, из которого впоследствии выросли Большой и Малый театр.
Кстати, Михаил Юрьевич Лермонтов, увлекавшийся театральным искусством, знал о театре Столыпина от своей бабушки, которая была дочерью Алексея Ивановича. Кроме того, домашний театр М. В. Арсеньева, деда Лермонтова, в Тарханах также был примечательным явлением для всей Пензенской губернии. Арсеньев одним из первых поставил «Гамлета» Шекспира…
XХ век.
Театр Оболенского
Никольский помещик князь Александр Дмитриевич Оболенский был человеком просвещенным, не только занимался стекольным производством, но и способствовал процветанию искусства. Избирался вице-председателем Русского музыкального общества и был одним из организаторов его отделения в Пензе. Организовал хор и духовой оркестр, а в 1902 году — один из первых в России оркестр народных инструментов. Развитию музыки в Пензенской губернии помогала и жена Александра Дмитриевича — Анна Александровна Половцова, — состоявшая членом правления Пензенского отделения Русского музыкального общества. Именно её родители основали в Петербурге Центральное училище технического рисования, ныне Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица.
Оболенский организовал в селе Никольском театр, а вдохновителем, неизменным режиссёром и душой каждого спектакля был Владимир Богданович Ферингер — постоянный воспитатель в доме Оболенских. Увлечение князя Оболенского театром привело к тому, что при перестройке здания заводоуправления Александр Дмитриевич обустраивает в нём помещение под театр на 400 мест.
Начиная с оперы Глинки «Жизнь за царя» (нам она известна под названием «Иван Сусанин») и кончая гоголевским «Ревизором», в театре Оболенского увлеченно занимались и господа, и ремесленники, и разный служивый люд. Так, в спектакле по драме Островского «Житье привольное» задействована массовка, в которой участвовали «фабричные парни, девушки и хор певчих под управлением И.М. Рогова». Среди артистов имена, хорошо известные в истории села и завода: Рогов, Еремин, Хрусталев, Вертузаев, Доркин, Ратников и другие.
Интересно, что спектакли были платные «с включением благотворительного сбора». Рядов в театре было всего девять, да еще «галерея», места на которой самые дешевые – 15 копеек. Разброс цен на билеты был очень широким, что давало возможность посещать театр людям самого разного достатка. Так, кресла первого ряда стоили 1 рубль 50 копеек, стулья того же ряда стоили 1 рубль, а с пятого по девятый ряд уже скамьи от 40 до 25 копеек.
Нередко устраивались благотворительные спектакли. Например, 4 октября 1915 года было дано представление «в пользу беженцев», чистого сбора оказалось более 50 рублей.
Увлечение театром затронуло и детей. Они также устраивали благотворительные спектакли, показав, в частности, пьесу «Веселые дни», собравшую «в пользу сирот воинов» около 70 рублей. В «Вестнике Пензенского земства» от 15 октября 1915 года в хвалебной рецензии говорилось: «Впечатление от всего вечера самое отрадное, живое, бодрящее. Чувствовалась на душе какая-то свежесть, встряска. Побольше бы таких вечеров!»
В советское время
Любовь к театральному искусству, привитая Оболенскими, Александром Дмитриевичем и его сыном Петром, не ослабла в душах никольчан и после головокружительных революционных событий.
Точно известно, что в 1919 году театральным кружком руководит начальник почты К.Д. Соловьев. В этом году выходит спектакль по пьесе Островского «Лес». Роль Гурмыжской сыграла Клавдия Ерина, в роли купца Восьмибратова выступил А.Г. Буров. А вот режиссером спектакля был юрист Г.Г. Кривоногов.
По-разному сложилась судьба первых самодеятельных артистов из рабочей среды. Игравший роль гимназиста Буланова Иван Борисов погибнет в годы Великой Отечественной войны; Абрам Берегов станет кандидатом сельскохозяйственных наук; Николай Лопухов станет профессором, доктором технических наук; Павел Бузулуцкий, сыгравший Счастливцева, долгие годы будет руководителем кружка.
Добрые воспоминания о театральных постановках того времени оставила М.Г. Гегуева. Вспомним некоторые из наиболее удачных спектаклей.
«Отелло» Шекспира – украшение никольской довоенной сцены. Режиссером-постановщиком выступила Анна Павловна Белоусова, а заглавную роль сыграл Николай Цибизов, еще молодой, еще не фронтовик. Он позже стал танкистом и сгорел в подбитом немцами танке.
В 1924 году в кружок приходит человек, который сыграет значительную роль в его истории – Николай Михайлович Солдаткин. Приходили одни, приходили другие, а он был неразлучен с кружком и сценой на протяжении 30 лет.
Война. Николай Михайлович уходит на фронт, как и большинство никольских артистов. Воюет на Ленинградском, а затем на Карельском фронтах. После войны состав кружка в значительной степени обновлен. Кто-то из самодеятельных артистов так и не вернулся с полей сражений Великой Отечественной. Несмотря на приход молодых участников, артистов все равно не хватает. В драмкружке всего на всего 20 участников.
«Женитьба» Гоголя поставлена в 1946 году Н.М. Солдаткиным, женихов – четверо, мужчин не хватает. Георгий Иванович Труевцев играл роль Яичницы.
«Коварство и любовь» Шиллера («мещанская трагедия») поставлена в 1947 году. Много декораций, пока их меняли – играл духовой оркестр, до 2 часов ночи. Роль молодого майора, сына президента при дворе немецкого герцога Фердинанда фон Вальтера играл Борис Александрович Рохлов. Роль леди Мильфорд, фаворитки герцога, исполнила врач Зинаида Петровна Савина.
«Гроза» Островского - послевоенная постановка. Катерину играла М.В. Смирнова, Бориса – Борис Александрович Рохлов, Варвару – Анна Павловна Белоусова, Кудряша – Иван Иванович Купцов.
«Разлом» по пьесе Б.Лавренева поставили в 1947 году. Годуна играл Иван Иванович Купцов, девятнадцатилетнюю эксцентричную девушку Ксению – К.Н. Чистова, старшую дочь капитана Берсенева Татьяну - Анна Павловна Белоусова.
В конце сороковых, в пятидесятые артисты ставили по 12 спектаклей в год. Спектакли, конечно же, были бесплатными, после спектаклей зрители не спешили уходить из клуба, бурно обсуждая игру актеров, некоторые сцены спектаклей. Рядом с молодежью выступают ветераны театральной сцены, и несколько слов о них, конечно же, необходимо сказать.
Старейший участник театрального кружка - Михаил Акинфьевич Щетинин. Впервые он вышел на сцену в 1912 году и более полувека радовал своим талантом не только земляков. Он не всегда жил в родном городе, но и там, куда забрасывала его судьба, он не покидал сцену. Он выступал в спектаклях на сцене г. Городище, в одном из клубов г. Москвы, принимал участие в спектаклях драмкружка г. Инза. С 1945 года, вернувшись в родной город, был непременным участником всех постановок кружка.
Свыше 60 ролей сыграл на самодеятельной сцене Никольска Константин Горячев.
Молодым пареньком пришел сюда когда-то Виктор Селиверстов. Свыше пятидесяти ролей сыграли в спектаклях Вера Сергеевна Гришина, Александр Константинович Дудоров, Александр Васильевич Луконин, Анна Шиндина. Шура Исаева – эталон женской красоты играла графинь и невест, В.А. Рохлов, тогда начальник цеха завода «Красный гигант» играл знатных людей. Одаренная природой актерским талантом удивляла никольчан ветеран Великой Отечественной войны Зинаида Петровна Савина.
В середине 60-х в составе кружка играют 35 самодеятельных артистов, но спектаклей ставится все меньше. Играют спектакль по пьесе Корнейчука «Платон Кречет». Играют в нем далеко уже не молодые А.В. Чекандин, А.П. Белоусова, М.А. Щетинин и др. В феврале 1963 поставили «Игру без правил». «Игра без правил» - спектакль интересен нам тем, что в нем играла еще юная Валентина Александровна Шведова.
За годы работы кружка никольскими артистами были сыграны почти все значительные пьесы Островского, Горького, Лавренева. Было сыграно немало юбилейных спектаклей, посвященных различным датам в жизни нашего города, страны, литературным юбилеям. Артисты были участниками многочисленных праздничных концертов. Их знали, любили и уважали в городе.
О руководителях театрального кружка и режиссерах-постановщиках в советский период нужно сказать особо. В 1920-е годы – это бывший актер В.И. Отрадин, затем Д.П. Уланов. В 1950-е годы К.Д. Горячев, П.Т. Горский – ставший позднее актером Мелекесского драмтеатра. В 1960-е – Н.М. Солдаткин.
Известно и о других театральных кружках Никольского района, например, о театрах Суры, Маиса, Нижнего Шкафта.
Сегодня
Взрослой театральной студии сегодня в Никольске, к сожалению, нет. Правда, есть планы по ее возрождению, что, конечно, само по себе уже замечательно.
Театральные кружки существуют в образовательных учреждениях, например, несколько лет работают интересный кружок в средней школе №3 города Никольска и детская краеведческая студия «Балаганчик» в Никольском краеведческом музее.
«Балаганчик» примечателен тем, что экскурсовод музея Елена Ильина на общественных началах создала коллектив из разновозрастных детей города, которые не только познают азы театрального искусства, но и ежегодно выносят на суд зрителей несколько спектаклей. Так как театр краеведческий, то в основе репертуара большой спектакль, посвященный прошлому нашей малой Родины – «Сельцо Никольское, Пестровка тож». В сценах пьесы представлены история образования нашего населенного пункта, начало стеклоделия, Пугачевский бунт, реорганизация рабочего поселка в город и др.
Студия начала гастролировать по району, и недавно с успехом выступила в селе Столыпино. Так продолжаются театральные увлечения никольчан.
Автор: Олег Ильин
Последние новости
Кремль планирует обновить систему оценки губернаторов
В новую систему будут включены социологические параметры для более точной оценки работы региональных лидеров.
Аграрная дипломатия: Пензенская область на встрече с главами регионов РФ
Губернатор Олег Мельниченко сообщил о росте экспорта сельхозпродукции региона.
Экспорт пензенской сельхозпродукции увеличивается на фоне аграрной дипломатии
Губернатор Олег Мельниченко рассказал о росте внешнеэкономических связей региона.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией