07.12.2019

Конкуренция, травля и высокие нагрузки: от чего страдают подростки в школах

Свежие результаты международного исследования PISA не такие радужные, как нам хотелось бы Ксения КОНЮХОВА На днях стали известны результаты новой волны международного исследования PISA ,

Свежие результаты международного исследования PISA не такие радужные, как нам хотелось бы Ксения КОНЮХОВА

На днях стали известны результаты новой волны международного исследования PISA , которое раз в четыре года измеряет успехи в чтении, математике и естествознании 15-летних подростков. Результаты России в нем довольно средние, да ещё и упали, по сравнению с предыдущими показателями за 2015 год.

А помимо проверки уровня знаний по предметам, PISA собирает также огромный массив данных, касающихся школьной жизни подростков в разных странах, их отношения к учебе и общения со сверстниками. И вот здесь выявились болевые точки российских школ – серьезные даже по международным масштабам.

Травля и одиночество

Оказывается, почти 37 процентов российских подростков сталкиваются с травлей несколько раз в месяц. Это гораздо больше, чем в большинстве других стран-участниц (см. табличку)! Каждый четвертый ученик отметил, что другие дети часто крадут или отнимают его вещи. Причем, чаще всего с травлей сталкиваются ученики из неблагополучных семей и школьники с низкой успеваемостью. То есть, в России третируют не отличников-ботаников, а троечников и двоечников.

А вот талантливые и одаренные дети в школе чаще страдают от одиночества. В целом, почти 27 процентов российских подростков сообщили, что чувствуют себя неприкаянными в школьных стенах. 38 процентов детей говорят, что учителя слишком строги к ним. Почти половина учеников отметили, что учителя часто сравнивают их друг с другом и в школе сильно развита конкуренция, причем большинству отвечавших это не нравится.

Прогулы и отсутствие дисциплины

Не удивительно, что многие дети не спешат в такую атмосферу. Четверть школьников признались, что прогуляли, как минимум, один день за последние две недели перед тестом, а 39 процентов пропустили хотя бы один урок. Причем, чаще всего прогуливают и опаздывают на занятия ученики в больших городах.

Проблемы с дисциплиной одними прогулами не ограничиваются. 17 процентов подростков отметили, что на многих занятиях у них стоит шум и гам, и учителям часто приходится подолгу успокаивать класс, прежде чем начать урок. И это сильно бьет по их знаниям – в таких классах баллы учеников по чтению ниже среднего по стране почти на 48 пунктов. Для сравнения, средняя разница между классами с хорошей и с плохой дисциплиной по странам-участницам исследования несколько ниже - 35 баллов.

Высокие нагрузки и усталость

К слову об учебе: нагрузки детей дома и в классе, по сравнению с прошлой волной исследования только выросли. Российские подростки по собственным оценкам тратят на уроки почти 27 часов в неделю, из которых 4 с половиной часа приходится на естественные науки, а еще 4 часа - на математику. Причем эта потогонка не всегда дает результат, судя по не очень высоким баллам PISA.

Всё вместе это провоцирует негативное отношение к учебе в целом. Только четверть подростков сказали, что планируют в дальнейшем поступать в вуз, ещё 52 процента собираются ограничиться техникумом или колледжем. Остальные и вовсе не хотят продолжать свое образование или пока не определились с выбором. Хотя в 15 лет, по российским меркам, для профессионального самоопределения уже поздновато – можно не успеть подготовиться к ЕГЭ по нужным для поступления в вуз предметам.

Родители вкладываются, как могут

Досталось, в рамках PISA, и российским учителям. Опросы директоров школ показали, что 44 процента учителей не всегда хорошо готовы к своим урокам. Это почти в четыре раза больше, чем в среднем по странам!

А вот российские родители, напротив, вкладываются в учебу детей гораздо больше, чем семьи в других странах. Треть мам и пап наших подростков участвует в школьных комитетах и советах (это почти вдвое выше, чем в среднем по странам). Ещё 44 процента частенько помогают учителям на школьных соревнованиях и внеучебных мероприятиях (а это в три раза больше, чем в других странах).

А что в итоге

Похоже, что больше всего описанные проблемы отразились на учениках из «группы риска» – тех самых подростков из неблагополучных семей, у которых не всё гладко с учебой. А способные и одаренные ученики, напротив, уперлись в «стеклянный потолок» – это значит, что их результаты могли бы быть выше, но в нынешней ситуации для них есть разные барьеры.

- Если та положительная динамика нашей страны, которую фиксировала PISA последние десять лет, исчерпала себя, а учащиеся испытывают большую учебную и психологическую нагрузку, значит, нужны новые решения, - отмечает Андрей Захаров, замруководителя Международной лаборатории анализа образовательной политики НИУ ВШЭ. - Дело в том, что изменения в системе образования последних лет стимулируют учащихся, скорее, на запоминание учебного материала - введение Всероссийских проверочных работ, "укрепление" ОГЭ в 9 классе, а теперь и новые госстандарты в образовании. И эти изменения не мотивируют учиться применять полученные навыки в жизни.

Жесткий контроль и закручивание гаек, царящие в наших классах, совсем не способствуют тому, чтобы подростки стремились учиться. Удивительно, что при всем этом наши школьники, в целом, счастливы и довольны жизнью. Вот только школу не любят.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Московские школьники вошли в тройку лучших по чтению и в пятерку — по математике

Международное исследование зафиксировало, что у нашего образования «устойчивая тенденция к развитию»

Сегодня стали известны результаты крупнейшего международного исследования качества образования PISA-2018. Организация экономического сотрудничества и развития проводит этот мониторинг с 90-х годов, и в нем принимает участие более 50 стран. Исследование проверяет, насколько хорошо 15-летние учащиеся умеют читать и понимать прочитанное, а также применять на практике знания по математике и естественным наукам. Как показало исследование, российские школьники находятся на уровне чуть выше среднего в мире ( подробности )

ИСТОЧНИК KP.RU

Последние новости

Вадим Супиков поздравил активистов Железнодорожного района с наступающим Днем местного самоуправления

За конструктивное взаимодействие, активную гражданскую позицию и весомый вклад в общественно-политическую жизнь Железнодорожного района города Пензы спикер Законодательного Собрания поблагодарил активистов Совета общественности,

Желаем успехов! 19 апреля родилась глава Наровчатского района Алевтина Решетченко

Мы желаем Алевтине Викторовне успехов во всех делах и благополучия! Алевтина Викторовна – уроженка села Чернышово Белинского района Пензенской области.

Пензенским предпринимателям рассказали о возможностях использования искусственного интеллекта

Встреча прошла в рамках «Цифрового дня» для представителей регионального бизнеса Встреча в рамках «Цифрового дня» для представителей среднего и крупного бизнеса Пензенской области состоялась по инициативе Сбера.

Card image

Как найти и использовать действующие промокоды для скидок

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *