Система образования: почему все меры – мимо?
Насколько адекватные меры для решения проблем образования принимает Министерство просвещения РФ?
Насколько адекватные меры для решения проблем образования принимает Министерство просвещения РФ?
Обозреватель «Улицы Московской» Екатерина Комовская выносит вердикт и предлагает свои меры по исправлению ситуации со школьным образованием в нашей стране.
Педагогические смыслы
Нововведения в системе образования последних 20–30 лет – нормативно-подушевое финансирование, ЕГЭ, рейтинги, регулярные изменения ФГОС, оптимизация дополнительного образования, цифровизация, платформизация, профилизация – не останавливают массовый исход квалифицированных педагогов из системы, неуклонную атрофию познавательного интереса у детей и падение уровня образования.
«Все прогрессы реакционны, если рушится человек» (А. Вознесенский).
Человек в нынешней системе образования рушится, так как перечисленные и прочие нововведения крадут время . То самое время, за которое педагогу надо научить детей, а детям – научиться.
Подчеркнем: не только учиться, но и НАучиться.
Смысл учительского труда в том, чтобы не только выдать некий объем сведений по своему предмету, но и создать в каждой детской голове СИСТЕМУ знаний: проверить, насколько они усвоены учениками, установлены ли связи с предыдущими темами, с другими областями знаний.
Смысл учительского труда и в том, чтобы помочь детям понять, ради чего нужны знания, учеба, творчество, труд.
Прежде чем говорить о новшествах системы образования в Год педагога и наставника, разберемся, чем сегодня наполнено время обычного педагога.
Источники выгорания
Кадровый дефицит и низкие зарплаты. Эти явления отнимают у учителя время понятным образом: число педагогов в школах неуклонно и быстро уменьшается, новые приходят в недостаточном количестве и качестве, на ставку не проживешь – учитель вынужден набирать часы более ставки, иногда и до трех ставок, иногда не по своему профилю.
ЕГЭ. Время учителя, преподающего в старших классах, уходит не на формирование у школьников СИСТЕМЫ знаний и навыков, а на отработку умения определенным образом выполнять задания не самого совершенного теста. Такое натаскивание к окончанию школы убивает в детях остатки познавательного интереса, потому что формирует привычку игнорировать все, что не имеет отношения к ЕГЭ.
При этом преимущество нынешнего ЕГЭ как социального лифта под вопросом: с каждым годом увеличивается разрыв между результатами выпускников в столице и регионах.
Цифровизация, платформизация. Учитель вынужден посвящать этому массу времени, так как является носителем, а значит и оператором работы с первичной информацией о ребенке и его семье.
Заполнение электронных журналов, электронных дневников, дистант, вебинары, виртуальные курсы повышения квалификации, корпоративные чаты, чаты общения с учениками и их родителями крадут у учителя время живого и полноценного общения с детьми, время и желание думать и искать подход к ребенку.
Авторитетные педагоги заявляют, что экран не в состоянии заменить массовое образование без утраты качества, что реалии современного мира предписывают педагогу быть не столько носителем знания, сколько аналитиком, мотиватором, навигатором и коммуникатором для учеников.
То есть мастером в общении по профилю науки и по жизни.
В силу чего учитель не должен тратить на виртуальность львиную долю своего времени, не должен быть оператором. Учитель должен профессионально общаться с детьми вживую.
Бюрократизация
Всем ведомствам и организациям нужна статистика, иллюстрирующая динамику работы с подрастающим поколением. Сведения для статистики предоставляют образовательные организации.
Учитель запрашиваемую информацию сочиняет или собирает (на это нужно время!) и оформляет параллельно с уроками.
Кроме того, контингент образовательных организаций часто гоняют на профилактические и просветительные мероприятия, инициированные самыми разными ведомствами и учреждениями. Гоняют на общественные мероприятия в связи с датами и событиями – для массовости. Разнарядку спускают – сколько участников должна предоставить организация.
Эти внеплановые мероприятия чаще всего – в учебное время.
Волонтерство – важное и полезное движение – организаторы предпочитают развивать тоже в учебное время.
Регулярно требуется переделывание учебно-методической документации ради использования свежей терминологии – слов «компетенция», «метапредметность», «функциональная грамотность» и т. п.
Ко всему прочему учителя – это бессменный и покорный, безотказный административный ресурс в избирательных кампаниях и любых государственных инициативах.
Антиконкурсный пассаж
Кризис в образовании усугубляют некоторые благие намерения.
Сколько у нас в стране министерств, ведомств, разных органов и организаций? По приблизительным подсчетам, только федеральных министерств, агентств, служб и надзоров около 70. Есть региональные и муниципальные органы власти, есть государственные корпорации, есть некоммерческие организации.
И все эти ведомства, органы, фонды и организации должны показывать, что они работают с детьми и молодежью. И для этого объявляют конкурс. Чего угодно: песен, рисунков, сочинений, проектов.
Устроитель конкурса посылает положение о нем в министерство просвещения (образования) и просит оповестить подведомственные организации.
Что делает администрация школы (колледжа, вуза), когда получает письмо из министерства? Отдает распоряжение педагогам выполнять и участвовать.
И чаще всего возможность от чего-то отказаться не предполагается. Потому как подавляющее число руководителей образовательных организаций хотят быть эффективными. И жестко стоят на позиции «Мы участвуем во всем!» .
Жутко представить, какой объем мероприятий сваливается на образовательную организацию и добросовестного педагога за год, если каждый орган инициирует хотя бы один конкурс в год.
Даже если подходить к конкурсу формально – это процесс трудоёмкий и эмоционально ёмкий.
А дело-то творческое. О нем надо увлекательно рассказать потенциальным участникам, поговорить с ребятами, проявившими интерес к теме, наметить этапы работы с каждым учеником, контролировать выполнение ключевых задач, поддерживать интерес и энтузиазм, корректировать ход работы для достижения наилучшего результата. И ничего не выполнять за ученика.
Представляете, сколько живого и заинтересованного общения должно быть между педагогом и ребенком при выполнении конкурсного задания? А если у педагога каждый месяц по нескольку конкурсов и в каждом участвуют несколько человек?
По моей просьбе знакомый педагог присылал мне фото каждого врученного ему администрацией организации документа о конкурсе. Хватило человека на три недели зимой, потом количество получаемых документов спровоцировало у него обострение выгорания и, заявив, что «поток поручений от администрации вызывает тоску и безысходность», педагог перестал пересылать мне фото.
Так вот, за три недели он получил шесть предложений-поручений об участии в конкурсах, при этом несколько внеучебных мероприятий уже были у него в работе.
Предлагаем оценить разнообразие. В четырех письмах из упомянутых шести областной минобр призывал принять участие в конкурсах, организуемых:
- Национальной родительской ассоциацией при поддержке Фонда Президентских грантов – акция «Письмо в блокадный Ленинград»;
- по плану совместных действий областных министерства образования, отделения ВДПО, Главного управления МЧС – конкурс «Юные таланты за безопасность», конкурс художественного творчества «Пожарная безопасность глазами детей», конкурс литературного творчества «Человек доброй воли»;
- Конгрессом петербургской интеллигенции – Международный конкурс творческих работ «Идеи Д. С. Лихачева и современность»;
- Научно-исследовательским институтом «Межрегионального центра по делам детей» (НИИ РОСДЕТСТВО) – национальный молодежно-патриотический конкурс «Моя гордость – Россия!».
Пятое поручение педагог получил от областного Заксобрания, инициировавшего конкурс творческих работ «Победа далекая и близкая», шестое – от Фонда поддержки предпринимательства Пензенской области по поводу конкурса локальных рецептов в рамках «Гастрономического просветительского проекта «Пенза кулинарная».
Неслабо? Подготовка одной работы в рамках почти любой из этих тем тянет на главу диссертации, и педагогу предлагается плодить эти главы в учебном году десятками, потому как установка – «Мы участвуем во всем!».
Напоминаем: в документах об образовании – в аттестате, свидетельстве, дипломе – указываются отметки, отражающие уровень освоения учебных предметов, курсов, дисциплин, квалификация, профессия, специальность.
В этих документах не указываются мероприятия, конкурсы и форумы, в которых участвовал молодой человек. И работодателя в сотруднике в первую очередь интересуют пригодность к профессии, а не его конкурсные успехи.
В материале «Улицы Московской» «Система образования: морально-финансовые наблюдения» (октябрь 2022 г.) показана насыщенность обычной нагрузки педагога. При объеме и энергоёмкости этой нагрузки количество качественно подготовленных с учениками мероприятий должно измеряться единицами. Ни в коем случае не десятками.
А если счет идет на десятки, то между учителем и учеником мало или совсем нет общения, нет интереса к общему делу, нет радости от работы. Есть цинизм, формализм – атрофия познавательного интереса.
Время отыгрывается на качестве.
Взрослые, у которых не горят глаза, воспитывают таких же детей. Это тупик.
Корабль плывет, несмотря на меры
Так чем ознаменован Год педагога и наставника?
Судя по инициативам Министерства просвещения РФ, государство озаботилось морально-нравственным содержанием нашего подрастающего поколения.
У чиновников, вероятно, открылись глаза на то, что в каждой отрасли нужны не только эффективные менеджеры, исполнительные формалисты и радужные очковтиратели.
Однако нет и попытки улучшить условия труда педагога. Вот некоторые из принимаемых мер.
С 1 сентября 2022 г. в российских школах введен цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном».
С 1 сентября 2023 г. в каждой школе:
- вводится должность педагогического работника с наименованием «советник директора по воспитанию»;
- вводятся единая рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы;
- в законе закрепляется понятие «трудовое воспитание», школы теперь могут привлекать учеников к общественнополезному труду без получения официального согласия родителей;
- вводятся обязательные занятия по профориентации для учеников с 6 по 11 класс;
- организуется театр.
Вопрос «Кто, в какое время и с каким качеством будет все это реализовывать?» – риторический.
Видимо, чиновники-творцы уверены, что в школе работают киборги, функционал которых можно расширять до бесконечности. Видимо, в этом и заключается особый статус педагогов и условия для их профессиональной деятельности.
В отношении «Разговоров о важном» напомним, что педагоги, находятся в школе ради того, чтобы дети поняли важное, чтобы становились порядочными людьми, специалистами и достойными гражданами своей страны.
Темы «Разговоров…» актуальные, но их форма вызывает среди педагогов и детей, мягко говоря, скепсис.
На протяжении года «Разговоров…» меня не оставляет вопрос: а все остальные занятия – разговоры о НЕважном?
Каждый урок должен быть разговором о важном: о пользе знания, о вечных ценностях, настойчивости в поиске истины и о том, ради чего необходимы эти знания, ценности и эта настойчивость.
Один педагог рассказал мне о личной инициативе, которая получилась разговором о важном, но не по предписанной теме.
Ученикам был показан фильм Ролана Быкова «Чучело», и ребята посмотрели его на одном дыхании, аплодировали нравственной победе главной героини, плакали. А потом делились личными переживаниями, соображениями, и в этом горячем разговоре в классе родилось понимание важного.
«Разговоры о важном» в виде часа в неделю – всего лишь дополнительная нагрузка. Задачи «Разговоров…» любой учитель как предметник и классный руководитель решает в рамках своей основной деятельности.
А если не решает, то дополнительная нагрузка только усугубляет ситуацию, не позволяя учителю сконцентрироваться на основной деятельности. В итоге оказываемся в том же тупике.
«Бездарность стремится поучать, талант – подавать пример. Но если у таланта отнять время, то и талант будет больше поучать, чем учить примером» (Д. Лихачев).
А так как условия труда, интерес и энергия педагогов в массовой школе в силу вышеуказанных причин недостаточны, инициативы Министерства просвещения РФ – все равно что затыкание щелей в тонущем корабле с многометровой пробоиной. Корабль пока еще на плаву благодаря не мерам, а инерции советской системы образования и личной ответственности и инициативности некоторых педагогов.
Предложения
Итак, что приблизит условия труда учителя к нормальным? Возвращение ему времени на профессию и повышение зарплаты.
На скорые и конструктивные ограничения в отношении бюрократизации, цифровизации и прочего рассчитывать не приходится.
Надо принимать меры экономические – менять систему финансирования образования и увеличивать в нем число работников.
1. Необходимо отказаться от подушевого принципа финансирования образовательных организаций. Стремление сохранить и приумножить численность контингента обучающихся понижает порог требований образовательных организаций к своим выпускникам. В то время как жизнь в лице работодателей эти требования постоянно повышает.
2. Ввиду стратегической роли образования федеральная доля в его финансировании не может быть меньше региональной и муниципальной. Логично, когда федеральный центр финансирует в рамках заботы о будущем страны образовательные организации. Иначе с каждым годом будет все меньше тех, кто готов страну строить, лечить, учить, защищать.
3. Зарплаты педагогов должны вырасти за счет федеральной доли и составлять не менее 80 тыс. руб. в любом уголке России. Экспертное сообщество ориентируется примерно на такую сумму. Причем она должна вырасти за счет оклада, а не стимулирующих и компенсирующих выплат.
4. В образовании должно быть больше людей. Количество функций у обычного педагога настолько разнообразно, многочисленно и непредсказуемо, что не подлежит оптимизации.
В штатных расписаниях образовательных организаций необходимо закрепить и финансировать должности:
- классных руководителей (тьюторов, воспитателей, наставников) по числу средних и старших классов, эти педагоги будут заниматься организационно-воспитательными аспектами жизнедеятельности класса, включая индивидуальные траектории развития учеников, взаимодействие с родителями;
- лаборантов (секретарей, операторов, методистов) для работы с учебно-воспитательной и отчетной документацией, с электронными формами фиксации информации и отчетности;
- педагогов дополнительного образования, штат которых может увеличиваться не только для сферы технического и художественного творчества. Урок математики может вести один педагог, а кружок математики – другой.
Педагоги допобразования разделят с учителями-предметниками бремя участия в конкурсах и других мероприятиях.
Бесплатное для детей дополнительное образование должно появиться, без преувеличения, в каждом дворе и быть максимально разнообразным.
Достижение национальной цели – прорыва в научно-технологическом и социально-экономическом развитии страны – возможно только в результате доступного массового качественного образования.
В отличие от главы Минпросвещения РФ Сергея Кравцова я не думаю, что качество российского образования подтверждается триумфом наших ребят на международных олимпиадах. В этих олимпиадах участвуют представители элитных образовательных организаций вроде «Сириуса» или нашего Губернского лицея. Такие организации составляют ничтожную долю в отечественном образовании.
По-настоящему подтвердит качество образования развитие страны, ее самостоятельность в действиях и устойчивость в экономике благодаря достаточному количеству классных специалистов во всех отраслях. А для достижения этого качества надо сконцентрироваться на самом важном ресурсе – на педагогах.
В соответствии с одним из положений концепции кайдзен, постоянно доказывающей свою эффективность в мире и на пензенских предприятиях, моральный дух людей должен быть в тонусе, а для этого надо создавать им хорошие условия и обеспечивать всем необходимым для продуктивной работы.
Когда условия труда позволят обычному учителю работать с горящими глазами, тогда и на международных олимпиадах будут побеждать ученики обычных пензенских школ, и для желаемого прорыва появятся реальные шансы.
Екатерина Комовская
Последние новости
Пензенцам объяснили причину роста инфляции в августе
Годовая инфляция в Пензенской области в августе выросла до 4,6 процентов.
Субботник на территории
27 сентября, сотрудники Пензенской областной станции скорой медицинской помощи вышли на «осенний субботник».
Пензенцам расскажут, как оказать первую помощь при гипертоническом кризе
Эфир на соответствующую тему проведет врач по медицинской профилактике Татьяна Белкина.
Чистое будущее дорог
Как топливо Евро 5 способствует снижению выбросов вредных веществ