Казанский храм села Ломовка

К середине 18-го века в селе Ломовка, по утверждению историков, располагалась одна из лучших  дворянских усадеб края.

К середине 18-го века в селе Ломовка, по утверждению историков, располагалась одна из лучших  дворянских усадеб края.  Большой господский дом Шафировых с хозяйственными постройками, яблоневым садом, мельницами и маслобойкой считался  довольно-таки богатым имением в округе. Имелись  две сельские церкви – Живоначальной  Троицы с приделом Архангела Михаила и Казанской Пресвятой  Богородицы.  Как и господский  дом, церкви были деревянные, построенные ещё в последней четверти 17-го столетия. Впоследствии осталась только одна Казанская церковь.  Из-за ветхости  Троицкую церковь в верхней части села убрали.  Предположительно в этой церкви  часто проводились обряды отпевания умерших селян, которых хоронили на кладбище, расположенном недалеко от церкви.  Подтверждением  этому могут служить найденные во время весеннего разлива талых вод останки людей. По словам старожилов А.А.  Тюстина,  А.И. Шумилина, Н.П. Бездетнова, вода с полей огромным потоком  неслась по проезжей части села. Центральная дорога была ниже уровня  домов, построенных вдоль  дороги. Образовывались огромные промоины,  где и находили    человеческие кости. Этим местом был  центр села,  примерно около стоящего на бугре магазина, на  площадке у сельсовета, где раньше были учительские квартиры,  и ниже. По размытой дороге невозможно было  ехать на транспорте, и временно движение замирало. Но наибольшую значимость для православных села имела Казанская церковь Пресвятой Богородицы. Казанская церковь в селе, построенная в 1794 году, по праву считалась одним из самых боголепных и богатых храмов округи.  Много сил на её устройство и изучение истории потратил В.Ф.  Карсаевский. Его исторические выписки и ныне являются ценным материалом для изучения Ломовки. В описи церковного имущества 1924 года значилось: между колоколом и домом священника «часовня каменная, крытая железом, стеклянная дверь, новая икона – 1, старые иконы – 5; лампада висячая маленькая – 1; часовня тесовая, крытая железом, с площадкой с трёх сторон – 1».  Вскоре часовня была снесена.  В  этом же году вместе с описью церковных ценностей были составлены списки «служителей культа». Но служба в церкви по-прежнему велась. После ареста отца Владимира  службу вёл    С.П. Ивановский. Гонения на церковь продолжались. Церковь  неофициально закрыли. Вероятно, это было связано с учреждением колхозов. Верующие Ломовки несколько раз  ходатайствовали об открытии храма.  Основным инициатором этого был церковный староста Николай Алексеевич Кусакин. В 1935 году отмечалось, что «церковь с 1933 года занимается под ссыпку хлеба, внутренности её поломаны».  После  смерти Н.А. Кусакина, в 1933  году, сельчане особой активности не проявляли, писать заявления и собирать подписи отказывались. Они помнили, как  в начале тридцатых  были арестованы активная церковница Мария Ивановна    Земцова,  члены церковного совета  Клавдия  Степановна Свинолупова, Татьяна Григорьевна Зайцева, Наталья Герасимовна Земцова, Мария Николаевна Кусакина, дочь зажиточного  крестьянина, ктитора  местной церкви Татьяна Лачикова (читала Псалтырь по усопшим), монахини Мария Степановна Маракаева и Аграфена Николаевна Зайцева (Груша Горбатенькая).  Каждая из них  была осуждена, получила тюремный срок. Их  обвинили  в антисоветской агитации.  Сохранилась  жалоба  от марта 1936 года, где писалось, что власти Ломовской волости  в лице председателя Ефима Горошкина церковь разрушили, вещи поломаны.  В  1937-ом году снова были арестованы более двадцати человек, девять из которых были расстреляны в октябре  1938-го года, когда церкви были уже закрыты, а активные верующие устранены.  В  1938 году храм был закрыт.  Кровля стала ветшать, кирпич вываливался, близко к храму подбирался овраг. Церковная сторожка была отдана под детскую площадку, где заведовала Екатерина Малькова.  В  самом храме устроили зерно-хранилище.  В  1945 году снова было ходатайство от сельчан об открытии храма, но и на сей раз они ничего не добились. Через несколько лет в храме устроили МТС, причём о сохранении внутреннего и внешнего оборудования церкви уже никто не беспокоился. По словам  Владимира Александровича Симонова, бывшего учителя школы, Александра Андреевича Тюстина, родителей моего мужа, чтобы получить разрешение на снос  Казанской церкви, была отослана фотография  не столь ценной по архитектуре Посопнопелетьминской  церкви.      В  60-х годах храм начали разрушать.  Стены старались разобрать по кирпичику, чтобы    они пошли на строительство МТС. Но кладка была очень крепкая, и целых кирпичей было мало. Из церковных кирпичей  построили  колхозную мастерскую, которая до сих пор стоит на территории бывшего колхоза «Россия». На месте  разрушенного храма  в 1963 году построили сельский клуб, который существовал до  начала    2001 года.  Потом клуб пришёл в запустение.  Сейчас в нём открыт молитвенный дом Русской Православной церкви Московского  Патриархата Кузнецкой Епархии. В. Бездетнова,    с. Ломовка.                                    Фото Н. Максимовой.

К середине 18-го века в селе Ломовка, по утверждению историков, располагалась одна из лучших  дворянских усадеб края. 


Большой господский дом Шафировых с хозяйственными постройками, яблоневым садом, мельницами и маслобойкой считался  довольно-таки богатым имением в округе. Имелись  две сельские церкви – Живоначальной  Троицы с приделом Архангела Михаила и Казанской Пресвятой  Богородицы.  Как и господский  дом, церкви были деревянные, построенные ещё в последней четверти 17-го столетия. Впоследствии осталась только одна Казанская церковь.  Из-за ветхости  Троицкую церковь в верхней части села убрали.  Предположительно в этой церкви  часто проводились обряды отпевания умерших селян, которых хоронили на кладбище, расположенном недалеко от церкви.  Подтверждением  этому могут служить найденные во время весеннего разлива талых вод останки людей. По словам старожилов А.А.  Тюстина,  А.И. Шумилина, Н.П. Бездетнова, вода с полей огромным потоком  неслась по проезжей части села. Центральная дорога была ниже уровня  домов, построенных вдоль  дороги. Образовывались огромные промоины,  где и находили    человеческие кости. Этим местом был  центр села,  примерно около стоящего на бугре магазина, на  площадке у сельсовета, где раньше были учительские квартиры,  и ниже. По размытой дороге невозможно было  ехать на транспорте, и временно движение замирало. Но наибольшую значимость для православных села имела Казанская церковь Пресвятой Богородицы.

Казанская церковь в селе, построенная в 1794 году, по праву считалась одним из самых боголепных и богатых храмов округи.  Много сил на её устройство и изучение истории потратил В.Ф.  Карсаевский. Его исторические выписки и ныне являются ценным материалом для изучения Ломовки. В описи церковного имущества 1924 года значилось: между колоколом и домом священника «часовня каменная, крытая железом, стеклянная дверь, новая икона – 1, старые иконы – 5; лампада висячая маленькая – 1; часовня тесовая, крытая железом, с площадкой с трёх сторон – 1». 

Вскоре часовня была снесена.  В  этом же году вместе с описью церковных ценностей были составлены списки «служителей культа». Но служба в церкви по-прежнему велась. После ареста отца Владимира  службу вёл    С.П. Ивановский. Гонения на церковь продолжались. Церковь  неофициально закрыли. Вероятно, это было связано с учреждением колхозов. Верующие Ломовки несколько раз  ходатайствовали об открытии храма.  Основным инициатором этого был церковный староста Николай Алексеевич Кусакин. В 1935 году отмечалось, что «церковь с 1933 года занимается под ссыпку хлеба, внутренности её поломаны».  После  смерти Н.А. Кусакина, в 1933  году, сельчане особой активности не проявляли, писать заявления и собирать подписи отказывались. Они помнили, как  в начале тридцатых  были арестованы активная церковница Мария Ивановна    Земцова,  члены церковного совета  Клавдия  Степановна Свинолупова, Татьяна Григорьевна Зайцева, Наталья Герасимовна Земцова, Мария Николаевна Кусакина, дочь зажиточного  крестьянина, ктитора  местной церкви Татьяна Лачикова (читала Псалтырь по усопшим), монахини Мария Степановна Маракаева и Аграфена Николаевна Зайцева (Груша Горбатенькая).  Каждая из них  была осуждена, получила тюремный срок. Их  обвинили  в антисоветской агитации.  Сохранилась  жалоба  от марта 1936 года, где писалось, что власти Ломовской волости  в лице председателя Ефима Горошкина церковь разрушили, вещи поломаны.  В  1937-ом году снова были арестованы более двадцати человек, девять из которых были расстреляны в октябре  1938-го года, когда церкви были уже закрыты, а активные верующие устранены.  В  1938 году храм был закрыт.  Кровля стала ветшать, кирпич вываливался, близко к храму подбирался овраг. Церковная сторожка была отдана под детскую площадку, где заведовала Екатерина Малькова.  В  самом храме устроили зерно-хранилище.  В  1945 году снова было ходатайство от сельчан об открытии храма, но и на сей раз они ничего не добились. Через несколько лет в храме устроили МТС, причём о сохранении внутреннего и внешнего оборудования церкви уже никто не беспокоился. По словам  Владимира Александровича Симонова, бывшего учителя школы, Александра Андреевича Тюстина, родителей моего мужа, чтобы получить разрешение на снос  Казанской церкви, была отослана фотография  не столь ценной по архитектуре Посопнопелетьминской  церкви.     

В  60-х годах храм начали разрушать.  Стены старались разобрать по кирпичику, чтобы    они пошли на строительство МТС. Но кладка была очень крепкая, и целых кирпичей было мало. Из церковных кирпичей  построили  колхозную мастерскую, которая до сих пор стоит на территории бывшего колхоза «Россия». На месте  разрушенного храма  в 1963 году построили сельский клуб, который существовал до  начала    2001 года.  Потом клуб пришёл в запустение.  Сейчас в нём открыт молитвенный дом Русской Православной церкви Московского  Патриархата Кузнецкой Епархии.

В. Бездетнова,   

с. Ломовка.                                   

 

Последние новости

Сказочные встречи в клубе семейного чтения

Дети погружаются в мир волшебства и дружбы через чтение

Историко-патриотический квиз в библиотеке

Учащиеся 8 классов погрузились в историю своей страны.

Изменения в налоговом законодательстве: что нужно знать предпринимателям Пензенской области

Координатор партийного проекта «Предпринимательство» делится важной информацией для бизнес-сообщества.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

Здесь вы найдете свежие и актуальные новости в Чебоксарах, охватывающие все важные события в городе

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *