Ромашковая Коржевка: дорога домой
В «недрах» зеленых лесов затерялось крошечное сельцо Коржевка Никольского района Пензенской области.
В «недрах» зеленых лесов затерялось крошечное сельцо Коржевка Никольского района Пензенской области. Добраться, конечно, туда можно, однако, не знаючи дороги и здешних мест, можно запросто заплутать в густом листвяннике или свернуть не на ту проселочную дорогу. Но, не смотря на дождливую погоду, хмурое небо, мое путешествие в это село оказалось ярким и запоминающимся: столько пришлось пережить эмоциональных всплесков души, столько впечатлений, радостных, вдохновляющих и дающих солнечную надежду на, хочется верить, не умирающее будущее.
«Сказки» села Коржевка
Коржевка – оставленное жителями село Староселенского сельсовета, расположенное в 3 км к северу от него, на речке Старый Колдаис. По мнению краеведов, основано оно до 1708 года (то бишь более 300 лет назад), потому что именно в этом году, по сказке беглого крестьянина, его принял в селе Коржевке ясачный крестьянин Никита Масленников, и он жил у него 15 лет на ясачном оброке. Другие первопоселенцы – ясачная мордва, переведенная сюда правительством, видимо, с целью обеспечения жизнедеятельности служилых людей симбирско-пензенской оборонительной линии, о чем говорит малое количество женщин в первые десятилетия существования села. Ясачные крестьяне долгое время находились на положенном казенном окладе.
В 1709 году здесь 73 двора ясачной мордвы: мужского пола – 182, женского – 107. В 1718 году – 36 дворов: мужского пола – 72, женского - 79. В 1748 году село известно, как село Никольское, Коржевка тож, Засурского стана Пензенского уезда, состоит из русских ясачных крестьян, 93 ревизских души, и ясачной мордвы, 51 ревизская душа. Численность населения: в 1864 – 1457, в 1877 – 1596, в 1897 – 1822 (в том числе в Коржевке 2-й – 620 жителей), в 1926 – 2062, в 1930 – 2108, в 1959 – 1064, в 1979 – 313, в 1989 – 118, в 1996 – 48 жителей. Сегодня в с.Коржевка никто не проживает.
Согласно «Ревизским сказкам Засурского стана Пензенского уезда 1762 года», женщин, в смысле жен, коржевские мужики брали не местных, а в основном из «Синбирского уезду», и все больше солдатских, «церковнических» дочерей, ясашных и монастырских крестьянок либо крепостных крестьянок с поездом (вот это я не смогла расшифровать: может, с детьми?). Объяснялось это просто: от Коржевки до соседней Ульяновской области (тогда Симбирского уезда) – всего около 20 км, жены-то оттуда все больше были новокрещенки и по большей части русские.
Село с середины 19 века было центром Коржевской волости Городищенского уезда. Название села происходит из мордовских слов «Кужо» - поляна и «эрьке» - озеро, то бишь поляна в лесу вблизи озера. Кстати сказать, в Коржевке – в единственном поселении Никольского района – проживала мордва-мокша.
И хотя земля в округе иловатая, хлеб и сенные покосы «средственны», больше кормились лесом, окружавшим село: здесь рос строевой, дубовый, березовый, осиновый, липовый, между ними и «дровяной» лес. А еще извозным промыслом: возили ясак – налог в виде натуральных продуктов, каменные глыбы для строительства церквей и домов, а то и загруженные бахметевским хрусталем обозы.
Учитывая, что в Коржевке по тем временам насчитывалось почти две тысячи жителей, то и проживали они не на одной сплошной улице, а селились целыми родами каждый на своем участке. Так появились и до сих пор живы в памяти народные названия улиц: Большая, Качаван, Заречка, Окаянновка, Берлогорловка, Куртлак, Мордовский порядок, Яртыш, Курмыш и даже Дибиловка(!). Значимыми и «именными» до сих пор сохранились Мельничный овраг и Зинин вражек; родники Егоров Корсев, Дупло, Солодовня, Гремячка, Мордовский, Попов и Молебно Терешкин, а также местности Данилкин угол, Лыса гора, Дубья, Шолом, Железа, Какорьма, Петруня, Каратез, Горело Болото, Молошная, Уляшенька. Жеребячье, Прогон, Лопаска и Жилище. Мордовский родник был самым чистым и питьевым, а вот до «Дубьев» провожали солдат в армию, гостей и Заговенье – проводы весны. В Коржевке были три мукомольных мельницы: Гремучка, Попова и Нижняя, что для села было очень перспективно и прибыльно.
20 февраля 1918 года в волости была установлена советская власть. Крестьяне трудились в колхозе «Искра», причем, поначалу не все: в 1936 году, например, в колхозе насчитывалось 511 едоков, а единоличников было 1085. Возделывали землю, разводили скот, жили обычной сельской жизнью. В 1925 году был создан ликбез, где занималось 84 человека. Были открыты ясли на 30 детишек. В земской школе обучалось 96 мальчиков и 16 девочек. Была изба-читальня, пожарная дружина. В 1929 году были назначены выборы в сельсовет, однако, 22 человека были лишены избирательных прав, среди которых торговцы и их дети, жена служителя церкви, псаломщик и его жена.
Были и страшные времена: в 1924 году в страшном пожаре сгорело почти 120 домов. Погорельцам выделили тогда ссуду, лесоматериал: так 40 семей поселились в пяти километрах от села, в поселке Корневой, где в 1931 году был организован колхоз «Волна революции».
При засухе 1925 года вымерла треть села вместе с детьми. Были болезни и была война, великая и ужасная, унесшая за собой около 200 человек – уроженцев села Коржевка.
Настоящее прошлого села Коржевка
Моими провожатыми в прошлое и настоящее села Коржевка оказались Татьяна Петровна Михайлова – председатель Никольской районной общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов, сама уроженка Коржевки, и Владимир Ильич Маслов, чьи близкие тоже родом с этого села.
- Заезжаем мы в Коржевку с улицы Яртыш, - Татьяна Петровна показывает на поляны, заросшие по обе стороны дороги ветлами да кустарником. – Вот здесь была мельница, а сегодня, как видите, все быльем поросло. А на горе всегда справляли Троицу, благо, она в это летнее время всегда была синей, в незабудках.
Пробираясь по лесной, подмоченной дождем, дороге мы внезапно выехали на «солнышко» и вдруг оказались возле ухоженного сельского дома, где вовсю цвела картошка, зрели лучок и морковка, наливалась соком прочая растительность. И, о, чудо: кованые арочные ворота «заманили» нас к маленькому прудику, «облагороженному» камышом и деревянным пирсом. Открытая веранда, дом и кованая изгородь, как оказалось, вечерами освещается чуть ли не по-новогоднему огоньками; рядышком с домом выявился массивный кованый мангал с витиеватым декором, а чуть ниже нас пригласили покататься огромные, до неба, кованые качели. И снова крошечный, зарыбленный прудик с деревянным пирсом, откуда видна еще одна усадьба-дача. Это дача Самсоновых. Кстати, Александр Самсонов и сделал тот мост из бетонных блоков, который мы проезжали. За свой счет, что немаловажно!
- А это дача семьи Дмитрия Бузулукина и зона отдыха одновременно, - уверяет Владимир Маслов. – Можно договориться с хозяевами и приехать на выходные отдохнуть с шашлыками, попариться, порыбачить да просто послушать тишину нашего села. Тут даже собак нет, только птички!
Обкошенные дочиста поляны, цветущие ромашками луговины и сонные прудики с плещущими где-то на глубине рыбами: идиллия, тихая, куда хочется приехать без мобильных телефонов и интернетов, послушать тишину и самого себя, оторванного от деловой суеты и городского шума.
По пути к центру села зашли в заброшенный дом-пятистенок, что по тем, далеким временам могли позволить только зажиточные люди: в основном строилась одна рубленая изба на семью. И хотя сарайные постройки уже завалились набок, внутри дома оказался «интерьер» из старинного «сталинского» кожаного дивана, белого буфета, столов и стульев. Полы оказались застелены паласами, на окошках висели светленькие занавесочки, тихо «дремала» надежная печь. А на покрытом скатертью столе стояла табличка с надписью: «Не рушьте дом, оставьте церкви». И вправду дом выглядел крепким: небольшое вложение денег, и здесь можно спокойно останавливаться на постой.
- Вот так тогда жили: скромно, без показухи, - вздыхает Татьяна Петровна. – Усады какие огромные были, нужно было кормить семьи, а они чаще всего были многодетные. Это наша старая Коржевка, но сказать, что она окончательно умерла, не могу. Просто «заснула», уставшая от времени и всяческих перипетий…. А сейчас начинает потихоньку «просыпаться».
Возрождающаяся святыня
Справка: Часовня-усыпальница была построена в начале XX века архиепископом Курским Стефаном (Архангельским) над могилой его родителей. Сооружена она в «русско-византийском» стиле и представляет собой небольшое крестообразное в плане центрическое сооружение из кирпича на каменном основании. Основу его составляет четверик со срезанными углами, несущий на себе световой барабан. В южной пристройке на месте оконного проема устроен дополнительный вход в часовню.
Храм во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла освящен 25 июня 1915 года. Прежний храм во имя святителя и чудотворца Николая, деревянный, был построен в 1878 (1872) году. На месте этой сгоревшей церкви установлен памятный поклонный крест.
- Отец архиепископа Курского Стефана Павел Архангельский был здесь, в Коржевке, священнослужителем 50 лет. Помимо своей церковной службы, он вместе с женой Евдокией преподавал в церковно-приходской школе, помогал благотворительностью. Даже выучил мордовский язык, чтобы общаться со своей паствой на их родном языке, - пока мы добирались до церкви, Татьяна Петровна посвящала меня в ее историю. - После смерти родителей Стефан велел построить часовню-усыпальницу, где и были похоронены его родители. Рассказывают, что, якобы, гробы их висели на цепях, и лишь потом они были погребены в землю по всем правилам. Архиепископ приезжал сюда на открытие усыпальницы, а потом побывал в гостях у князя Оболенского, который на своей машине, единственной, кстати, во всем районе, провез его по храмам в с. Маис, в с.Старая Селя, в Ахматовку. Службы здесь проводятся один раз в году - в день памяти Петра и Павла, 11 июля (29 июня по старому стилю). Именно в этот день мы, коржевцы, приезжаем сюда на службу, которую проводит отец Владимир. Кстати, после такой службы и пришла идея возродить наш небольшой храм, чтобы он стал своеобразным памятником нашего села Коржевки. Может, и сюда вернется жизнь, и люди, по примеру молодежи, будут строить здесь дома.
Владимир Маслов открыл массивные церковные двери, и мы вошли внутрь. Я помню свою поездку в Коржевку десятилетней давности, когда мы также бывали в этой церкви. Но тогда вид ее был плачевный: на куполе росли деревья и бурьян; арочные окна зияли черными глазницами, а внутри разгуливал ветер.
- Восстановлением храма занимаются все, кто неравнодушен к судьбе своей малой родины и у кого есть возможность физически и материально помочь с его обустройством. Огромную работу проводит Владимир Маслов, - Татьяна Петровна замахала руками на Володю. – Не скромничай, сколько ты трудов положил – не счесть!
Пока осматривались внутри храма, выяснилось много интересного про Владимира Ильича Маслова. Ему 34 года, у него семья и двое детишек, сам работает в никольском горгазе. Мама его – родом из Коржевки, да и сам он каждое лето тут и отдыхал, и трудился на родительском огороде.
- Вообще идея восстановления храма Петра и Павла родилась после службы в 2017 году. Оценили, так сказать, ущерб времени: а тут не было ни купола, ни окон, ветер да снега гуляли внутри. Средств нужно было много. Вот тогда нам материально помог Николай Михайлович Лядин - уроженец с. Коржевка, который пожертвовал золоченый купол с крестом на наш храм.
С благословения отца Владимира мы его установили. Очистили всю крышу от деревьев и бурьяна, земли оттуда скинули чуть ли не машину, сделали на крыше гидроизоляцию, залили цементом, сейчас будем делать мягкую кровлю. Благодаря материальной помощи Ю.С.Старкина – никольского бизнесмена и мецената – заделали окна поликарбонатом. Восстановили крыльцо, заделали огромную дыру в потолке храма, - Владимир показывает результаты своей восстановительной работы. – Нашли и очистили тут вентиляционные продухи, очистили их от грязи и вывели наружу трубу. Теперь в храме не будет снегов и дождей.
- Кстати, в советские годы в храме была пекарня, и, наверное, в этот проем выходила труба, - подтверждает Татьяна Петровна. – Вот и представьте себе: дыра огромная в крыше, стекол на окнах нет, все нараспашку, а вместо купола березы растут.
- Я, конечно, не один тут все делаю, помогают мои друзья: Александр Кручинин, Павел Глухов, Владимир Федотов, Артем Лисин, Сергей Косоротов – мои ровесники, и все помогают бескорыстно, хотя и не являются уроженцами Коржевки. В дальнейших планах – внутренняя отделка храма: надо заштукатурить места, где отвалилась штукатурка, а она, надо сказать, сделана из извести с яйцом – твердокаменная. Надо заделать крышу над входом да мечтаем еще сделать иконную роспись на потолке, чтобы наш храм был по всем каноническим правилам.
- Да, самое интересное забыл! - воскликнул Владимир. – Когда ремонтировал подоконник, в месте, где стоял алтарь, под штукатуркой нашел два обручальных кольца, два нательных крестика и серебряный медальон Николая Угодника, сейчас покажу.
Владимир достал из тумбочки черные от времени семейные реликвии, по которым можно предположить, что эти обручальные кольца, крестики некогда принадлежали Павлу и Евдокии Архангельским, в честь которых был построен этот храм-усыпальница. А храм до сего времени хранил их память. Рядом находятся их могилы со старинными надгробными камнями из гранита.
- Это заслуга отца Владимира, который их захоронения привел в порядок: и кресты установил, и камни, и ограду, - показывает Т.П.Михайлова.
Память живет вечно
Возле храма есть еще один памятник в виде пятиконечной звезды, на пентаграмме которой находятся таблички с выгравированными фамилиями павших в годы войны коржевцев.
Читаю фамилии: Назины, Полудняковы, Синюковы (в этой семье четыре сына погибли на фронте), Старкины, Арбузовы, Кистановы, Зиновьевы, Бессоновские, Крайновы, Морозовы, Суздалевы. Есть и женская фамилия: А.Н.Аринина была водителем на фронте.
- Видите, погибали на фронтах Великой Отечественной целыми родами. Сначала мы памятник нашим землякам-воинам сделали на местном кладбище, но потом все-таки решили перенести его на «красное» место, что возле храма. Владимир со своим другом сварил вот такую пятиконечную звезду, сделал таблички, где занесены все фамилии наших коржевских героев. А собирала данные и деньги, соответственно, наша землячка, 80-летняя Михонова (Демина) Евгения Николаевна. Она, кстати, при каждом посещении храма читает молитву всем нашим двумстам воинам, у нее тетрадочка есть с их именами.
Не могу описать, какие чувства и эмоции меня обуревали в то путешествие. Наверное, такие же, когда я писала про умершее, но не забытое людьми село Шелоклейку Никольского района, где односельчане, по сути, в чистом поле установили памятник своим землякам-воинам, павшим на фронтах войны; которые восстановили свои целебные родники и которые каждый год собираются на родной земле ради воспоминаний своего детства и юности, ради памяти своих родных и близких, ради святой верности своей малой родине.
За 20 лет с карты России исчезло более 20 тысяч деревень. В среднем одна тысяча деревень в год… В нашем Никольском районе от 161 осталось только 52 населенных пункта. И в этой утраченной сотне – стертые с карты деревушки с остовами полуразрушенных домов с дранкой на крышах, с безжизненными черными проемами окон и дверей, упавшими сараюшками и заросшими бурьяном усадами. Остались от них только названия улочек, людские фамилии да разве что еще не ушедшие в землю деревенские погосты, отмеченные яркими веночками в родительский день….
Но назвать их умершими не поворачивается язык и совесть. Ибо есть то, что живет долго-долго, – это память. Память о людях, о событиях, о временах… Память-воспоминания, память-ностальгия, память-патриотизм, память – любовь…. Нет-нет, да напомнит она о себе запахами прелой травы на сеновале, случайной встречей с земляком или взглянет с фотографии с резной кромкой…. И как захлестнет вдруг душу чем-то таким щемящим и волнующим, от чего захочется вернуться туда, назад, в свое беззаботное детство, и прижаться щекой к заскорузлой руке матери.
Говорят, что село и деревня живы, пока живет память о ней. И пусть там нет уже жителей, пусть там черные покошенные дома, пусть луга зарастают ромашкой…. Но если есть людская память, которая воплощается сегодня в реальных делах, особенно, если восстановлением этой памяти занимаются молодые люди, то такие селения будут жить долго, привлекая на свои ромашковые просторы не только земляков, но и гостей нашей просторной страны. Это и есть дорога домой…
Автор: Марина Вострова
Фото автора
Последние новости
Опытный врач Игорь Васильев продолжает служить обществу
Стаж работы врача превышает 30 лет, и он продолжает обучение новых специалистов.
Дмитрий Шандуров назначен исполняющим обязанности главного тренера ХК 'Дизель'
Хоккейный клуб 'Дизель' делает важные изменения в тренерском штабе.
День матери в России: поздравления и искренние слова благодарности
Депутат Государственной Думы РФ Дмитрий Каденков поздравил всех матерей с их праздником.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией