Сердобский Орфей Орфенов

В вечер Великого Четверга в Казанской Заречной церкви собрались тысячи людей не только с Пригородной слободы, но и из города Сердобска.

В вечер Великого Четверга в Казанской Заречной церкви собрались тысячи людей не только с Пригородной слободы, но и из города Сердобска. На клиросе солисты Орфенов Анатолий и Щетинина Анна поют «Разбойника Благоразумного». Звук идеально отражается от стен храма, на лицах прихожан слезы. Все находятся в предвкушении главного христианского праздника Пасхи. Анатолий Орфенов родился в 1908 году в селе Сушки Спасского уезда Рязанской области в семье священника, в 1910-м с семьей переехал в Касимов, затем в Вольск, а после смерти отца в 1922 году Анатолий перебрался в Сердобск. Надо было кормить семью, зарабатывал он, как умел – пел с 7 лет в церковных хорах. В Заречной церкви ему назначили зарплату в 30 рублей в месяц. «Высокий звонкий альт металлического звучания, поставивший меня в первые ряды солистов хора (в Вольске я даже был «исполатчиком» архиерейского хора), звучал все время. Я уже стал читать ноты, как газету. Когда мне исполнилось шестнадцать, регент сказал: «Что ты, дылда, стоишь все в альтах, переходи в тенора». Да как же в тенора, ведь у меня альт? Как петь тенором? «Да так же, как и альтом, только чуть ниже». Вот собственно и все, что было со мной в годы мутации. По-видимому, у меня была или очень поздняя мутация голоса или же тесситура церковного пения захватывала только средний регистр, что не принесло мне вреда. Пение в церкви дало мне очень много. Кто знает, что было бы со мной, если бы я замолчал в период мутации. Возможно, у меня был бы совсем другой голос. Но я не имел права молчать – я кормил семью. Пел и читал в церкви, вызывал сильный звук, грудную резонацию. Голос из альта перешел в звонкий металличный тенор. В дни каких-то праздников я перепел и вынужден был на два месяца перестать петь. После этого мой тембр стал более лиричным и мягким», - писал позже Анатолий Орфенов в своих воспоминаниях «Записки русского тенора». Начальник железнодорожной станции «Сердобск» Иван Анисимович Николаев организовывал концерты, в основном хоровые. На станции Колышлей Анатолий впервые выступил в качестве солиста. Во втором отделении выступали певцы - кто как умел, с романсами и песнями, и Анатолий Орфенов спел на память два таких известных и запетых романса, как «Отцвели уж давно хризантемы в саду» и «Ямщик, не гони лошадей». Принимали его хорошо, и он впервые подумал о профессиональном занятии пением. В 1928 году семья Орфеновых перебирается в Москву. Позже Анатолий становится заслуженным артистом РСФСР, известным оперным певцом, выступает на сцене Большого театра со многими известными в то время исполнителями. Сердобчанка Анна Щетинина, в девичестве Колесникова, родилась в 1897 году. Ходила в Воскресную школу при Казанской Заречной церкви, с детства пела в церковном хоре. Вышла замуж, родила четверых детей, а потом усыновила еще нескольких. Всю жизнь была домохозяйкой, умерла в возрасте 94 лет, но до смерти вспоминала, как с Анатолием пела в хоре. Она рассказывала, что к ним в храм приезжали люди из Москвы, которые искали талантливую молодежь с хорошими голосами. Но она не согласилась ехать в столицу. Позже Анатолий возвращался за ней, говорил: «Аннушка, поехали», но у Анны Щетининой уже была семья, которую она не могла оставить. До последних дней она ходила в церковь, и обязательно на Пасху. Казанская Заречная церковь с 1939 года уже не работала. Жаль, что Анна Александровна не увидела, как ее восстановили и вновь подарили жителям села Пригородное святое место. Ольга Кондратьева (фото из книги «Записки русского тенора»)

В вечер Великого Четверга в Казанской Заречной церкви собрались тысячи людей не только с Пригородной слободы, но и из города Сердобска. На клиросе солисты Орфенов Анатолий и Щетинина Анна поют «Разбойника Благоразумного». Звук идеально отражается от стен храма, на лицах прихожан слезы. Все находятся в предвкушении главного христианского праздника Пасхи.

Анатолий Орфенов родился в 1908 году в селе Сушки Спасского уезда Рязанской области в семье священника, в 1910-м с семьей переехал в Касимов, затем в Вольск, а после смерти отца в 1922 году Анатолий перебрался в Сердобск. Надо было кормить семью, зарабатывал он, как умел – пел с 7 лет в церковных хорах. В Заречной церкви ему назначили зарплату в 30 рублей в месяц.

«Высокий звонкий альт металлического звучания, поставивший меня в первые ряды солистов хора (в Вольске я даже был «исполатчиком» архиерейского хора), звучал все время. Я уже стал читать ноты, как газету. Когда мне исполнилось шестнадцать, регент сказал: «Что ты, дылда, стоишь все в альтах, переходи в тенора». Да как же в тенора, ведь у меня альт? Как петь тенором? «Да так же, как и альтом, только чуть ниже». Вот собственно и все, что было со мной в годы мутации. По-видимому, у меня была или очень поздняя мутация голоса или же тесситура церковного пения захватывала только средний регистр, что не принесло мне вреда. Пение в церкви дало мне очень много. Кто знает, что было бы со мной, если бы я замолчал в период мутации. Возможно, у меня был бы совсем другой голос. Но я не имел права молчать – я кормил семью. Пел и читал в церкви, вызывал сильный звук, грудную резонацию. Голос из альта перешел в звонкий металличный тенор. В дни каких-то праздников я перепел и вынужден был на два месяца перестать петь. После этого мой тембр стал более лиричным и мягким», - писал позже Анатолий Орфенов в своих воспоминаниях «Записки русского тенора».

Начальник железнодорожной станции «Сердобск» Иван Анисимович Николаев организовывал концерты, в основном хоровые. На станции Колышлей Анатолий впервые выступил в качестве солиста. Во втором отделении выступали певцы - кто как умел, с романсами и песнями, и Анатолий Орфенов спел на память два таких известных и запетых романса, как «Отцвели уж давно хризантемы в саду» и «Ямщик, не гони лошадей». Принимали его хорошо, и он впервые подумал о профессиональном занятии пением.

В 1928 году семья Орфеновых перебирается в Москву. Позже Анатолий становится заслуженным артистом РСФСР, известным оперным певцом, выступает на сцене Большого театра со многими известными в то время исполнителями.

Сердобчанка Анна Щетинина, в девичестве Колесникова, родилась в 1897 году. Ходила в Воскресную школу при Казанской Заречной церкви, с детства пела в церковном хоре. Вышла замуж, родила четверых детей, а потом усыновила еще нескольких. Всю жизнь была домохозяйкой, умерла в возрасте 94 лет, но до смерти вспоминала, как с Анатолием пела в хоре. Она рассказывала, что к ним в храм приезжали люди из Москвы, которые искали талантливую молодежь с хорошими голосами. Но она не согласилась ехать в столицу. Позже Анатолий возвращался за ней, говорил: «Аннушка, поехали», но у Анны Щетининой уже была семья, которую она не могла оставить. До последних дней она ходила в церковь, и обязательно на Пасху. Казанская Заречная церковь с 1939 года уже не работала. Жаль, что Анна Александровна не увидела, как ее восстановили и вновь подарили жителям села Пригородное святое место.

 

Ольга Кондратьева  (фото из книги «Записки русского тенора»)

Последние новости

Проверка документов перед выходом на пенсию: важные советы

Как избежать ошибок и обеспечить себе достойную пенсию.

Резкий рост цен на красную икру: что ожидать в 2024 году?

Эксперты прогнозируют дефицит и рост цен на традиционный новогодний деликатес.

Досрочный выход на пенсию для многодетных матерей в Пензенской области

Правительственные меры облегчают финансовое бремя многодетных семей.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Улан-Удэ

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *