Ахунские лесорубы: как уничтожается городской курорт
В недалёком прошлом Пензенская область славилась своими здравницами. Тысячи людей отдыхали и поправляли здоровье в санаториях и пансионатах.
В недалёком прошлом Пензенская область славилась своими здравницами. Тысячи людей отдыхали и поправляли здоровье в санаториях и пансионатах. И областной центр не был исключением. Являясь, по сути, промышленным городом, Пенза имела свою уникальную курортную зону – Ахуны.
Сегодня городской курорт, где произрастают вековые сосны и залегают уникальные источники минеральных вод, подвергается жесточайшему уничтожению.
Корреспондент «УМ» решила разобраться, каким образом санаторно-курортная зона неожиданно превратилась в зону частной жилой застройки, и пришла к выводу, что это могло произойти лишь при молчаливом согласии надзорных и следственных органов и…профсоюзов!
В течение последнего года о строительстве частного коттеджного посёлка «Ахунский бор» писали многие пензенские СМИ. В частности, подвергалась сомнению законность освоения курортной зоны под жилую застройку, а также вырубка под эти цели лесного массива, вплотную граничащего сразу с двумя особо охраняемыми природными территориями (далее – ООПТ) регионального значения: «Ахунский сосновый бор» и «Ахунский дендрарий». Пару недель назад ахунская тема активно стала обсуждаться и в социальных сетях. А именно после того, как в интернете появились фотографии одиночных пикетов. 18 июля их провели жители Ахун в знак протеста против вырубки леса.
Причём самым активным комментатором в данной теме явился ЦУР – Центр управления регионом. Структура, которая в социальных сетях чаще всего разъясняет населению законность действий исполнительной власти на местах.
Вот и защитникам Ахун было сказано дословно следующее: земельный участок под коттеджный посёлок законно продан частному лицу, а вырубка лесного массива также законно ведётся вне границ особых территорий. То есть, по версии ЦУР, рубить лес в курортной зоне можно! Что ж, и официальная версия имеет право на существование.
В свою очередь, «УМ» решила составить собственное мнение о происходящем. 19 июля по приглашению местных жителей Натальи Рутчиной и Максима Галныкина корреспондент выехала на место вырубки. Но прежде вкратце поясним, о каком земельном участке в Ахунах идёт речь.
Жительница Ахун Наталья Рутчина показывает корреспонденту «УМ» участок вырубленного леса. 19 июля 2022 г.
УСПЕТЬ ДО ПОЛУНОЧИ
С 1924 по 2006 год на земельном участке с кадастровым номером 58:29:2005003:123 (проезд Грибоедова, 12) находилось отделение «Ахунское» Пензенской областной психиатрической больницы им. К. Р. Евграфова.
Сегодня на сайте медицинского учреждения история существования этого отделения № 18 удалена.
Каким образом государственная собственность площадью 200 963 кв. м перешла в собственность АО «Агентство ипотечного кредитования Пензенской области» (далее – АИК), история пока умалчивает. Но, похоже, именно этот переход и обозначил, что земля в курортных Ахунах кому-то сильно приглянулась в коммерческих целях.
А далее с АИК случилось банкротство.
Задвижка находится на территории частного поселка. 19 июля 2022 г.
При стоимости чистых активов общества по состоянию на 14.08.2015 в сумме 1 млрд 182 млн 654 тыс. рублей процедура банкротства была инициирована при задолженности в 304 тыс. 491 рубль 67 копеек. С соответствующим заявлением в арбитражный суд обратилось ГУП Пензенской области «Областная газоэнергетическая компания».
В результате курортный участок попал в конкурсную массу. Согласно заключению оценщика В. В. Флеонова от 17 августа 2017 г., рыночная стоимость объекта в 20 га составила 151 млн 966 тыс. рублей. При этом величина ликвидационной стоимости не превысила 65 млн 462 тыс. рублей.
Ещё через пару лет, в октябре 2019 г., под лотом № 3 его выставили на торги по цене 59 млн 090 тыс. рублей. Разрешённое использование – для размещения лечебных корпусов. Минимальная цена предложения (отсечения) была установлена на уровне 10% от начальной.
На участие в решающих торгах, которые проходили с 25 по 30 октября, было подано две заявки. Причём один из претендентов на каком-то этапе самоустранился, и в результате земельный участок в курортной зоне ушёл единственному покупателю. За 3 минуты 46 секунд до окончания торгов его приобрёл некий Алексей Орловский. Покупатель предложил за него максимальную цену – 6 млн 50 тыс. рублей. И это, заметьте, за 20 га земли! При нынешних ценах на недвижимость это стоимость 3-комнатной квартиры с отделкой в новостройке.
ВЫРУБКА ПРОСЕКАМИ
А теперь вернёмся в наши дни. Сегодня выкупленный по бросовой цене участок разбит более чем на 100 участков. И разбиты эти участки не для строительства лечебных корпусов, а под индивидуальное жилищное строительство. Какие-то из них уже застраиваются, на каких-то пока вбиты железные колышки, обозначившие границы.
Всё это корреспондент «УМ» увидела 19 июля, когда жители Ахун провели экскурсию по территории бывшего отделения психиатрической больницы и вокруг неё. Наш маршрут был проложен в сторону автодрома. Так называют место, где учатся вождению студенты сельскохозяйственного колледжа. Двигаясь вдоль границы огороженного коттеджного посёлка «Ахунский бор», замечаю слева выкорчеванные деревья.
«Мы едем по вновь проложенной дороге, которая появилась при освоении участков, – поясняет Максим Галныкин . – На стороне, где по обочине раскиданы деревья, – это особо охраняемая природная территория».
Мои экскурсоводы обращают внимание, что к дорогам в таких заповедных местах должен быть особый подход. Их не асфальтируют и по ним запрещено ездить грузовому транспорту. Однако у нового частного посёлка дороги уже заасфальтированы, а бетономешалку мы неоднократно встречали на своём пути.
И даже наблюдали, как водитель такой спецмашины опорожнял ёмкость вблизи ограждения. Согласно Карте градостроительного зонирования, «сливалась» бетономешалка во второй зоне округа санитарной охраны, где запрещены любые работы, загрязняющие окружающую среду и природные лечебные ресурсы.
Впрочем, это далеко не самое пагубное воздействие на курортную землю. Подъезжаем к автодрому и дальше идём пешком к жёлтой трубе магистрального газопровода. Удивляюсь, каким образом магистраль попала на частную территорию, ведь у неё должна быть санитарно-защитная зона. В ответ собеседники лишь пожимают плечами.
Пока идём к магистрали, слева от нас открываются масштабы экологического бедствия – просеки свежевырубленного леса, чётко обозначившие будущие жилые кварталы. В скором времени они станут дорогами, и, вероятно, асфальтированными. Ведут просеки в сторону Заречного, на соединение с шоссейной дорогой.
По словам Максима Галныкина, он неоднократно приглашал чиновников из Минлесхоза, чтобы они зафиксировали вырубку. Но каждый раз получал отказ, мол, всё законно.
ПРОКУРОР В ЗАЩИТУ ТРЕТЬИХ
Между тем вопрос законности всего происходящего в Ахунах вызывает множество вопросов и вот почему. В этой части Пензы действуют как минимум четыре нормативных акта, строго ограничивающих хозяйственную деятельность. Два из них – федерального уровня.
Это Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23.02.1995 № 26 и Федеральный закон от 14.03.1995 № 33 «Об особо охраняемых природных территориях».
На региональном уровне утверждено Постановление Правительства Пензенской области от 08.02.2000 № 49-пП «О признании территорий курортами и лечебно-оздоровительными местностями регионального значения».
Также до сих пор действует документ советского периода – Постановление
Совета Министров РСФСР от 28.12.1986 № 83 «Об установлении границ и режима округов санитарной охраны курортов Варзи-Ятчи в Удмуртской АССР, Липецк в Липецкой области, имени В. И. Чапаева в Саратовской области и месторождения минеральных вод в г. Пензе» (далее – Постановление № 83).
Год назад корреспондент «УМ» обращалась в Федерацию профсоюзов Пензенской области с просьбой ознакомить с Картой района санатория
им. В. В. Володарского, на которой отражены границы округа санитарной охраны минеральных вод.
* * *
В составе округа выделены три зоны. На территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий.
На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.
На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.
* * *
Профсоюз тогда пошёл навстречу. Помимо карты, ответственный сотрудник поделился ссылкой на судебное дело (№ А49-6771/2011), которое ещё в 2011 г. фактически пресекло застройку курорта Ахуны. И явилось неким противостоянием областных структур и городской администрации в бытность мэром Романа Чернова.
Суть его сводилась к тому, что в Карте градостроительного зонирования не были отображены вышеупомянутые границы зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, а также лечебно-оздоровительных местностей и курортов посёлка Ахуны.
Иск к Пензенской городской Думе, утвердившей своим решением от 22.12.2009 № 229-13/5 (в редакции от 24.06.2011 № 656-29/5) Правила землепользования и застройки, подала областная прокуратура (на тот момент прокурором Пензенской области был Валерий Кошлевский – прим. автора).
Из решения Арбитражного суда по делу А49-6771/2011:
«Прокурор полагает, что неотображение в Правилах землепользования и застройки г. Пензы (в Карте градостроительного зонирования) вышеуказанных зон округов и соответствующих ограничений в использовании земель особо охраняемых природных территорий влечет негативные последствия для субъектов предпринимательской деятельности, связанные с отсутствием достоверной информации о разрешенном использовании расположенных в зонах санитарной охраны земельных участков, что приводит, с одной стороны, к незаконному выделению органом местного самоуправления земельных участков хозяйствующим субъектам, а, с другой стороны, к невозможности освоения данных земельных участков по причине ограниченности их в обороте.
Использование земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов не по целевому назначению, приводящее в конечном итоге к загрязнению окружающей среды, также может негативно отразиться на сфере курортного лечения и отдыха, и непосредственно на деятельности самих санаториев – профилакториев».
Требования прокуратуры поддержали областное правительство и три ахунских лечебно-профилактических учреждения (ООО «Серебряный бор», санаторий им. С. М. Кирова и санаторий им. В. В. Володарского).
Сторону думы заняла городская администрация. Именно её представители утверждали в суде, что курорт Ахуны находится только на бумаге, а его границы региональный законодатель не установил. Поэтому в курортной зоне вполне может быть зона индивидуальной жилой застройки. Что мы сегодня и наблюдаем. Правда, завуалирована она под общественно-деловую (СОД-4).
Из решения Арбитражного суда:
«Как видно из материалов дела, Постановлением Совета Министров РСФСР от 28.02.1986 года № 83 установлены границы округа санитарной охраны месторождения минеральных вод в г. Пензе, границы трех зон округа (зона строгого режима, зона ограничений и зона наблюдения), с указанием координат точек данных границ на местности и общей протяженности границ. Данные границы определены на основании геологических, инженерных и научных исследований и изысканий, их обоснование изложено в проекте «Округ санитарной охраны санатория им. В. В. Володарского в г. Пензе», разработанном проектным институтом «Курортпроект» при Центральном Совете по управлению курортами профсоюзов ВЦСПС 1985 год.
Границы округа нанесены на «Карту района санатория им. В. В. Володарского с границами 1, 2 и 3 зон округа санитарной охраны». Указанные документы позволяют точно установить местоположение округа санитарной охраны в поселке Ахуны города Пензы. Данный проект согласован со всеми органами власти и управления, а также иными заинтересованными лицами на территории города Пензы.
Постановлением Правительства Пензенской области от 08.02.2000 № 49-пП «О признании территорий курортами и лечебно-оздоровительными местностями регионального значения» курорт Ахуны г. Пензы признан региональным бальнео-грязевым курортом.
Постановление Совета Министров РСФСР от 28.02.1986 № 83 и Постановление Правительства Пензенской области от 08.02.2000 № 49-пП действовали на 22.12.2009 (на дату принятия Пензенской городской Думой Решения № 229-13/5 «Об утверждении Правил землепользования и застройки г. Пензы») и действуют до настоящего времени. На указанной территории осуществляют лечебную и лечебно-профилактическую деятельность с использованием природных лечебных ресурсов ООО «Серебряный бор», ЛПУ «Санаторий имени В. В. Володарского» и ЛПУ санаторий имени С. М. Кирова.
В связи с изложенным судом не принимаются доводы ответчика об отсутствии сведений об установлении границы и режима округов санитарной (горно-санитарной) охраны со стороны органа государственной власти субъекта Российской Федерации (Правительства Пензенской области) и о конкретном размере подлежащей установлению границы округа санитарной (горно-санитарной) охраны курорта Ахуны в г. Пензе, порядке его определения, а также о надлежащем органе, в чью компетенцию входит осуществление данных мероприятий».
В 2011 г. требования областной прокуратуры суд удовлетворил. Решение устояло в апелляционной и кассационной инстанциях. Интересно, что мэрия попыталась дойти до Верховного Суда РФ, однако жалоба муниципалитета была отклонена в связи с пропуском срока её подачи.
ВЫГРЕБНАЯ ЯМА ВМЕСТО ЛЕСА
На данный момент на Карте градостроительного зонирования границы округа санитарной (горно-санитарной) охраны отображены. По логике это границы как округа охраны минеральных вод, так и округа охраны посёлка Ахуны. Но отображение на карте почему-то не стало пресекательной мерой.
Как минимум треть посёлка «Ахунский бор» находится во второй зоне санитарной охраны, где запрещено размещение объектов, не связанных с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха. И вырубку леса, и вбивание колышков в той части поселка, что расположена в третьей зоне, тоже следует считать нарушением закона.
Вся эта хозяйственная деятельность напрямую ведёт к загрязнению окружающей среды и истощению природных лечебных ресурсов. Разве лес и всё растительное разнообразие в третьей зоне – это не лечебный ресурс в курортной зоне? А в ближайшем будущем здесь ещё появится и плотная жилая застройка с артезианскими скважинами, выгребными ямами и увеличением автомобильного трафика.
Между тем самое настораживающее в этой истории – стойкое молчание надзорных органов и профсоюзов. То есть в 2011 г. прокуратура ратовала за сохранение курорта Ахуны, сегодня – тишина.
Что же могло измениться в её позиции в течение последних 11 лет? Неужели смена прокурора области?
В свою очередь, «УМ» направит данную статью депутату Государственной Думы РФ Вячеславу Фетисову, побывавшему в Пензе в 20-х числах июля. Быть может, первый заместитель председателя Комитета по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Государственной Думы РФ заинтересуется вырубкой пензенских Ахун, если на местах она не вызывает никакой реакции?
Елена ДЁМИНА
Последние новости
Кремль планирует обновить систему оценки губернаторов
В новую систему будут включены социологические параметры для более точной оценки работы региональных лидеров.
Аграрная дипломатия: Пензенская область на встрече с главами регионов РФ
Губернатор Олег Мельниченко сообщил о росте экспорта сельхозпродукции региона.
Экспорт пензенской сельхозпродукции увеличивается на фоне аграрной дипломатии
Губернатор Олег Мельниченко рассказал о росте внешнеэкономических связей региона.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований