ВАДИНСКОЙ МЕДИЦИНЕ – 190 ЛЕТ
Медицина зародилась в давние времена, когда наши предки осознали себя человеком разумным.
Медицина зародилась в давние времена, когда наши предки осознали себя человеком разумным. Суровые условия существования подвергали людей каждодневным испытаниям на жизнеспособность. Травмы и болезни способствовали непродолжительной жизни наших прародителей, однако в целом она была достаточна, чтобы передать свой генетический материал и наработанные практические навыки следующим поколениям, тем самым сохраниться как вид живых существ.
Поначалу наши предки в случае травм и болезней оказывали помощь каждый сам себе, как это бывает у животных, когда они, например, зализывают свои раны. У кого-то это получалось лучше, чем у других, и к этим лицам стали обращаться соплеменники за помощью в трудных ситуациях. Таким образом, постепенно из человеческого общества выделилась группа людей, владевшая знаниями и методами лечения болезненных состояний. Уровень этих знаний и умений соответствовал эпохе, когда жили люди, и с наших позиций могут показаться примитивными. Мы не вправе их осуждать за это. Так было и по-другому быть не могло.
Медицинские знания постепенно накапливались. Обладатели этих знаний обменивались ими между собой, перенимая наиболее успешные способы распознавания и лечения болезней. Непременным условием врачевания в далёком прошлом была мистическая составляющая часть, которой придавалось важное значение.
В средние века, с открытием университетов, обучение медиков обрело научный подход, основополагающие традиции которого продолжаются и в наше время.
Жившие в наших краях древние мордовские племена владели своим комплексом представлений о человеческом организме и его болезнях. С освоением юго-восточных рубежей Московского государства русскими и со строительством керенской крепости появились здесь и люди, сведущие в медицине. Дипломированные медики приехали сюда уже в конце XXVIII века. Как правило, это полковые лекари при военных гарнизонах, обычно расквартированных в уездных городах. Их было немного, но они вносили элементы передовой культуры в жизнь провинции.
Важным событием стало распоряжение правительства об открытии больниц в уездных городах для лечения нижних военных чинов и служащих инвалидных команд военных гарнизонов. Такая больница была открыта в 1829 году и в Керенске. Поначалу, по бедности города, она не располагала своим помещением, а использовала наёмную квартиру у городских обывателей, где размещались шесть коек для больных. На них в год пролечивалось от 22 до 49 человек. Лечили всевозможные лихорадки, глазные болезни, трофические язвы, цингу, чесотку, тиф, плеврит, пневмонию, астму, старческие маразмы, параличи и эпилепсию. Большой процент составляли больные сифилисом в различной его стадии. Для лечения использовались широко распространённые в то время медикаменты, такие как, свинцовая вода, жидкий аммоний, опий, алтей, камфара, корни валерианы, цветы ромашки, нитрат серебра, сосновый бальзам, хинин.
Где-то в 1840-х годах было построено из кирпича здание, предназначенное для больницы. Находилось оно на современной улице Шаландина, в районе поворота на Выборновскую дорогу. Со временем к нему пристраивались дополнительные помещения, и к началу ХХ столетия больница стала располагать шестьюдесятью койками. Имелась операционная, где проводились довольно непростые оперативные вмешательства, например, ампутации конечностей и удаление опухолей. Через дорогу, в здании, которое сохранилось до наших дней, размещалась амбулатория, где проводился приём приходящих со всего уезда больных.
Здание первой больницы в Керенске, 1840-е годы (схема). Земская больница в Керенске, фото начала 1980-х годов.
Большим шагом вперёд в развитии отечественного здравоохранения было проведение земской реформы в 1860-х годах. Даже при скромных финансовых возможностях уездного земства здравоохранение год от года неуклонно развивалось. Были открыты участковые больницы в больших сёлах Черкасском и Ижморе. Открывались фельдшерские пункты с постоянно проживающим там медицинским работником. Во всех земских лечебных учреждениях медицинская помощь сельскому населению оказывалась бесплатно.
Помимо земских больниц в уезде имелись и частные. В богатом селе Знаменском, в имении графини Келлер имелась такая больница, содержавшаяся на средства владелицы. В лечебном заведении лечились крестьяне окрестных сёл. Заведовал больницей врач, которому графиня платила тысячу двести рублей в год. Кроме того, ему предоставлялась квартира из восьми комнат и кухни с освещением и отоплением. Он обеспечивался провизией на триста рублей и лошадьми для выезда. Домашнее хозяйство вела прислуга.
При суконной фабрике купцов Казеевых в Большой Луке действовала больница на шесть коек для лечения фабричных рабочих. При ней постоянно находился фельдшер, которому фабриканты предоставляли квартиру и выплачивали жалование в триста рублей. Расходы по содержанию больницы также несли Казеевы.
В земский исторический период в уезде работало много врачей, которые оставили о себе добрую память. Некоторые служили недолго, но были и те, кто всю свою жизнь посвятил врачеванию страждущих. К числу таких личностей можно отнести Сергея Александровича Раевского, выходца из потомственных дворян деревни Аксёновки, что около Котла. После окончания университета он поступил в участковую больницу с. Черкасского, где проработал до конца своих дней. Он был не только прекрасным клиницистом, но и много времени и внимания уделял занятиям медицинской статистикой. Ежегодные отчёты о состоянии здравоохранения уезда, составляемые им для докладов на губернских съездах врачей, донесли до нас много фактической информации о состоянии медицинской помощи в уезде. Доктор владел имением в деревне Ильинке, однако занимался им недостаточно. Имение дохода не приносило и в конце концов было выставлено на публичную продажу за долги.
Уроженец села Салмановки из священнической семьи Николай Ефимович Фриновский окончил Санкт-Петербургскую медико-хирургическую академию вместе с И. П. Павловым, будущим известным учёным-физиологом и лауреатом Нобелевской премии. Учились они у С. П. Боткина, знаменитого русского терапевта, который при выпуске напутствовал молодых медиков словами, что их предстоящий врачебный путь должен опираться на строгие научные знания, и что они сами должны заниматься научными изысканиями, должны двигать медицинскую науку вперёд. Фриновский работал в Керенской и Черкасской больницах в течение десяти лет. За эти годы он много сделал для изучения состояния заболеваемости населения уезда туберкулёзом и сифилисом. Доктор поголовно обследовал население ряда сёл уезда на наличие возбудителя туберкулёза. По его данным 4% населения страдали активной формой этой болезни. Результаты своих исследований и предложения по улучшению ситуации с туберкулёзом среди сельского населения Фриновский оформил в виде диссертации на степень доктора медицины, которую он успешно защитил в Петербурге в 1891 году.
Интересной личностью начала ХХ века в Керенске был Николай Александрович Кастальский. Как опытного врача-клинициста и умелого организатора здравоохранения его пригласили в Пензенскую губернскую больницу, где он вскоре стал старшим врачом. В суровые годы Гражданской войны доктор заразился сыпным тифом, отчего и умер.
Нельзя не отметить большой вклад керенских медиков в культурное развитие уезда. Одним из инициаторов открытия публичной библиотеки в Керенске был уездный врач Христофор Иванович Чудновский. Он был библиотекарем и хранителем книжного собрания до конца своих дней. Книги для библиотеки присылали академик Ф. И. Буслаев, уроженец Керенска, и писатель Ф. М. Достоевский. Доктор Чудновский свято верил, что книжная мудрость способствует просвещению и совершенствованию людей. В то же время большинство его современников видели в чтении возможность развеять скуку и занять время, которое в провинциальной глуши течёт так медленно.
Земский врач Г. П. Петерсон.
Особое видное место в керенском обществе занимал Григорий Павлович Петерсон, длительное время исполнявший обязанности городового и уездного врача. В это же время в Керенском уездном суде служил его брат Николай Павлович, увлечённый идеями космизма, философского учения, созданного русским мыслителем Н. Ф. Фёдоровым, который очень часто гостил у Петерсонов в Керенске. Николай Павлович серьёзно заинтересовал брата Григория Павловича изучением истории Керенского края. Им было собрано и изучено огромное количество фактического, исторического материала, оформленного в виде обстоятельных печатных публикаций. «Исторический очерк Керенского края», написанный Г. П. Петерсоном, не потерял своей актуальности и в наше время. Редко какая краеведческая работа по керенской истории обходится без его упоминания и цитирования.
Николай ПРОКОФЬЕВ,
продолжение в следующем номере
«Вадинских вестей».
Последние новости
Рост инвестиций в Пензенской области: новые проекты и рабочие места
Губернатор Олег Мельниченко делится успехами и планами по развитию региона.
Создание агротехнопарка в Пензе: новые возможности для бизнеса
Региональные власти рассматривают проект, который может кардинально изменить аграрный сектор.
Прогноз рынка ипотеки на 2024 год
Эксперты ожидают скромный рост ипотеки на фоне ужесточения условий.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований