14.06.2019

ВАДИНСКОЙ МЕДИЦИНЕ – 190 ЛЕТ

Медицина зародилась в давние времена, когда наши предки осознали себя человеком разумным.

Медицина зародилась в давние времена, когда наши предки осознали себя человеком разумным. Суровые условия существования подвергали людей каждодневным испытаниям на жизнеспособность. Травмы и болезни способствовали непродолжительной жизни наших прародителей, однако в целом она была достаточна, чтобы передать свой генетический материал и наработанные практические навыки следующим поколениям, тем самым сохраниться как вид живых существ.

Поначалу наши предки в случае травм и болезней оказывали помощь каждый сам себе, как это бывает у животных, когда они, например, зализывают свои раны. У кого-то это получалось лучше, чем у других, и к этим лицам стали обращаться соплеменники за помощью в трудных ситуациях. Таким образом, постепенно из человеческого общества выделилась группа людей, владевшая знаниями и методами лечения болезненных состояний. Уровень этих знаний и умений соответствовал эпохе, когда жили люди, и с наших позиций могут показаться примитивными. Мы не вправе их осуждать за это. Так было и по-другому быть не могло.

Медицинские знания постепенно накапливались. Обладатели этих знаний обменивались ими между собой, перенимая наиболее успешные способы распознавания и лечения болезней. Непременным условием врачевания в далёком прошлом была мистическая составляющая часть, которой придавалось важное значение.

В средние века, с открытием университетов, обучение медиков обрело научный подход, основополагающие традиции которого продолжаются и в наше время.

Жившие в наших краях древние мордовские племена владели своим комплексом представлений о человеческом организме и его болезнях. С освоением юго-восточных рубежей Московского государства русскими и со строительством керенской крепости появились здесь и люди, сведущие в медицине. Дипломированные медики приехали сюда уже в конце XXVIII века. Как правило, это полковые лекари при военных гарнизонах, обычно расквартированных в уездных городах. Их было немного, но они вносили элементы передовой культуры в жизнь провинции.

Важным событием стало распоряжение правительства об открытии больниц в уездных городах для лечения нижних военных чинов и служащих инвалидных команд военных гарнизонов. Такая больница была открыта в 1829 году и в Керенске. Поначалу, по бедности города, она не располагала своим помещением, а использовала наёмную квартиру у городских обывателей, где размещались шесть коек для больных. На них в год пролечивалось от 22 до 49 человек. Лечили всевозможные лихорадки, глазные болезни, трофические язвы, цингу, чесотку, тиф, плеврит, пневмонию, астму, старческие маразмы, параличи и эпилепсию. Большой процент составляли больные сифилисом в различной его стадии. Для лечения использовались широко распространённые в то время медикаменты, такие как, свинцовая вода, жидкий аммоний, опий, алтей, камфара, корни валерианы, цветы ромашки, нитрат серебра, сосновый бальзам, хинин.

Где-то в 1840-х годах было построено из кирпича здание, предназначенное для больницы. Находилось оно на современной улице Шаландина, в районе поворота на Выборновскую дорогу. Со временем к нему пристраивались дополнительные помещения, и к началу ХХ столетия больница стала располагать шестьюдесятью койками. Имелась операционная, где проводились довольно непростые оперативные вмешательства, например, ампутации конечностей и удаление опухолей. Через дорогу, в здании, которое сохранилось до наших дней, размещалась амбулатория, где проводился приём приходящих со всего уезда больных.

  Здание первой больницы в Керенске, 1840-е годы (схема).  Земская больница в Керенске, фото начала 1980-х годов.

Большим шагом вперёд в развитии отечественного здравоохранения было проведение земской реформы в 1860-х годах. Даже при скромных финансовых возможностях уездного земства здравоохранение год от года неуклонно развивалось. Были открыты участковые больницы в больших сёлах Черкасском и Ижморе. Открывались фельдшерские пункты с постоянно проживающим там медицинским работником. Во всех земских лечебных учреждениях медицинская помощь сельскому населению оказывалась бесплатно.

Помимо земских больниц в уезде имелись и частные. В богатом селе Знаменском, в имении графини Келлер имелась такая больница, содержавшаяся на средства владелицы. В лечебном заведении лечились крестьяне окрестных сёл. Заведовал больницей врач, которому графиня платила тысячу двести рублей в год. Кроме того, ему предоставлялась квартира из восьми комнат и кухни с освещением и отоплением. Он обеспечивался провизией на триста рублей и лошадьми для выезда. Домашнее хозяйство вела прислуга.

При суконной фабрике купцов Казеевых в Большой Луке действовала больница на шесть коек для лечения фабричных рабочих. При ней постоянно находился фельдшер, которому фабриканты предоставляли квартиру и выплачивали жалование в триста рублей. Расходы по содержанию больницы также несли Казеевы.

В земский исторический период в уезде работало много врачей, которые оставили о себе добрую память. Некоторые служили недолго, но были и те, кто всю свою жизнь посвятил врачеванию страждущих. К числу таких личностей можно отнести Сергея Александровича Раевского, выходца из потомственных дворян деревни Аксёновки, что около Котла. После окончания университета он поступил в участковую больницу с. Черкасского, где проработал до конца своих дней. Он был не только прекрасным клиницистом, но и много времени и внимания уделял занятиям медицинской статистикой. Ежегодные отчёты о состоянии здравоохранения уезда, составляемые им для докладов на губернских съездах врачей, донесли до нас много фактической информации о состоянии медицинской помощи в уезде. Доктор владел имением в деревне Ильинке, однако занимался им недостаточно. Имение дохода не приносило и в конце концов было выставлено на публичную продажу за долги.

Уроженец села Салмановки из священнической семьи Николай Ефимович Фриновский окончил Санкт-Петербургскую медико-хирургическую академию вместе с И. П. Павловым, будущим известным учёным-физиологом и лауреатом Нобелевской премии. Учились они у С. П. Боткина, знаменитого русского терапевта, который при выпуске напутствовал молодых медиков словами, что их предстоящий врачебный путь должен опираться на строгие научные знания, и что они сами должны заниматься научными изысканиями, должны двигать медицинскую науку вперёд. Фриновский работал в Керенской и Черкасской больницах в течение десяти лет. За эти годы он много сделал для изучения состояния заболеваемости населения уезда туберкулёзом и сифилисом. Доктор поголовно обследовал население ряда сёл уезда на наличие возбудителя туберкулёза. По его данным 4% населения страдали активной формой этой болезни. Результаты своих исследований и предложения по улучшению ситуации с туберкулёзом среди сельского населения Фриновский оформил в виде диссертации на степень доктора медицины, которую он успешно защитил в Петербурге в 1891 году.

Интересной личностью начала ХХ века в Керенске был Николай Александрович Кастальский. Как опытного врача-клинициста и умелого организатора здравоохранения его пригласили в Пензенскую губернскую больницу, где он вскоре стал старшим врачом. В суровые годы Гражданской войны доктор заразился сыпным тифом, отчего и умер.

Нельзя не отметить большой вклад керенских медиков в культурное развитие уезда. Одним из инициаторов открытия публичной библиотеки в Керенске был уездный врач Христофор Иванович Чудновский. Он был библиотекарем и хранителем книжного собрания до конца своих дней. Книги для библиотеки присылали академик Ф. И. Буслаев, уроженец Керенска, и писатель Ф. М. Достоевский. Доктор Чудновский свято верил, что книжная мудрость способствует просвещению и совершенствованию людей. В то же время большинство его современников видели в чтении возможность развеять скуку и занять время, которое в провинциальной глуши течёт так медленно.

Земский врач Г. П. Петерсон.

Особое видное место в керенском обществе занимал Григорий Павлович Петерсон, длительное время исполнявший обязанности городового и уездного врача. В это же время в Керенском уездном суде служил его брат Николай Павлович, увлечённый идеями космизма, философского учения, созданного русским мыслителем Н. Ф. Фёдоровым, который очень часто гостил у Петерсонов в Керенске. Николай Павлович серьёзно заинтересовал брата Григория Павловича изучением истории Керенского края. Им было собрано и изучено огромное количество фактического, исторического материала, оформленного в виде обстоятельных печатных публикаций. «Исторический очерк Керенского края», написанный Г. П. Петерсоном, не потерял своей актуальности и в наше время. Редко какая краеведческая работа по керенской истории обходится без его упоминания и цитирования.

 

 

Николай ПРОКОФЬЕВ,

продолжение в следующем номере

«Вадинских вестей».

Последние новости

Вышел из печати специальный выпуск журнала «Пензенские епархиальные ведомости»

Вышел в свет специальный выпуск журнала «Пензенские епархиальные ведомости», посвященный русским духовным композиторам, связанным с Пензенским краем.

Пензенский министерский рейтинг: акценты восприятия

Публикация «Пензенский министерский рейтинг: аппаратный вес и ролевые предназначения» вызвала оживление у читающей публики и побудила меня, как ее автора, развить тему.

Павел Куликов поздравил победителей чемпионата по кондитерскому мастерству

Заместитель председателя Законодательного Собрания Пензенской области, руководитель фракции ЛДПР Павел Куликов принял участие в церемонии закрытия Международного фестиваля кондитерского мастерства «Сладкий май».

Card image

Предположение, что российскую валюту тянут вниз проблемы с конвертацией индийских рупий

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *