Выездные и камеральные налоговые проверки: сходство и отличия
Почти 138 миллиардов рублей было доначислено в федеральный бюджет в 2021 году в результате налоговых проверок ФНС России. Одной из основных целей всех видов налоговых проверок является контроль за соблюдением компаниями налогового законодательства и корректностью суммы перечисленных ими в бюджет налогов. В связи с этим, выполнение всех необходимых документальных процедур и приготовление соответствующих документов является необходимым условием при налоговых проверках. В то же время, каждый вид налоговой проверки имеет свои особенности, о которых следует знать. Рассмотрим, как проводятся налоговые проверки.
Камеральная или выездная налоговая проверка?
Все налоговые проверки проводятся путем сопоставления данных, указанных компанией в налоговой отчетности, с реальным состоянием ее деятельности.
Камеральная и выездная налоговые проверки являются двумя видами налоговых проверок.
Камеральная налоговая проверка проводится регулярно на основе документов, которые предоставляет компания в контролирующие органы, а также на основании данных, которые уже имеются у налоговых органов. Эта процедура проходит без непосредственного участия компании. Целью камеральной проверки является выявление и предотвращение налоговых нарушений, контроль соблюдения законодательных нормативных правовых актов о налогах и сборах, взыскание сумм неуплаченных или не полностью уплаченных налогов и наложение налоговых санкций.
Выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения компании, а ее инициатором является руководитель налоговой инспекции или его заместитель. Целью этой проверки является контроль соблюдения налогового законодательства и правильность исчисления налогов, взыскание недоимок по налогам и пеней, привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений и предупреждение налоговых правонарушений.
Сопровождение налоговой проверки может помочь оценить риск проведения внеплановой налоговой проверки и дать рекомендации по ее проведению с наименьшими потерями. Выездная проверка проводится выборочно и требует предварительной подготовки компании.
Основные отличия камеральной и выездной налоговой проверок заключаются в том, что камеральная проверка проводится в ИФНС без участия представителей компании, а инспектор анализирует только поданную декларацию. Выездная проверка проводится на предприятии с инспектированием объектов и проверкой нескольких видов налогов. Также для проведения выездной проверки требуется специальное решение руководителя налогового органа.
Правильность исчисления и уплаты налогов – это общая цель как камеральной, так и выездной налоговой проверки. Однако, есть некоторые различия между ними:
Основание для проверки
Камеральная налоговая проверка начинается с того, что сама организация подает декларацию в ИФНС без распоряжения со стороны инспекции. Выездная же налоговая проверка проводится только если компания попала в план выездных проверок ФНС или если ее действия выглядят подозрительными.
Предмет проверки
Выездная налоговая проверка предполагает более глубокое изучение документации и возможных схем ухода от уплаты налогов, а также выявление других серьезных недочетов. При проведении выездной проверки ФНС может проверить правильность расчета и уплаты сразу нескольких выплат. Камеральная же налоговая проверка фокусируется только на проверке ошибок и правильности в расчетах, а также своевременности подачи документов в налоговый орган.
Место проведения проверки
Камеральная налоговая проверка проходит без выезда инспекции на территорию проверяемой организации, а все работы делаются в кабинетах сотрудников ФНС. Проверка налоговой инспекции места работы компании проводится только в случае, если она не может предоставить место ревизорам, но может проводиться и на территории инспекции.
Сроки проведения налоговой проверки
Сроки камеральной налоговой проверки составляют 3 месяца со дня подачи документов в ИФНС, так как все документы компании подаются один раз в квартал. Если же были найдены неточности, ошибки или намеренные искажения, то срок проверки может быть продлен. Выездная налоговая проверка обычно длится 2 месяца, однако в некоторых случаях этот срок может быть продлен до 4 или даже до 6 месяцев. Основания для продления сроков проведения проверки могут быть:
- юридическое лицо, которое является крупнейшим налогоплательщиком;
- противодействие сотрудникам ФНС при проверке;
- сведения о нарушении законодательства об уплате налогов и сборов со стороны других контролирующих структур;
- форс-мажорные обстоятельства;
- большое количество структурных подразделений у налогоплательщика. Если количество дочерних организаций меньше четырех, то сроки проверки увеличатся до 4 месяцев, если же их более десяти, то срок проверки может быть увеличен до шести месяцев.
Оспаривание результатов проверки
Если результаты налоговой проверки не устроили компанию, то можно подать жалобу и оспорить решение о штрафах и доначислениях. Для этого нужно обратиться к компетентным специалистам, которые разбираются в налоговом законодательстве.
Специалисты налоговой службы проводят проверки у предпринимателей, чтобы выявить ошибки или нарушения в документации. Если всё в порядке, то предприниматель даже не узнает об интересе налоговой к его персоне. Камеральная налоговая проверка заканчивается выдачей акта, который отправляется администрации только в случае наличия нарушений. По итогам проверки ФНС может запросить уточненную налоговую декларацию, уведомить о необходимости доплаты налогов и пеней. Если же организация не соблюдает сроки подачи декларации, ей придётся оплатить штраф.
Результаты выездной налоговой проверки подводятся в специальную справку, а после этого составляется акт. Решение по результатам проверки выносится на основе данного документа и вручается руководству компании или уполномоченному лицу. Выявленные нарушения могут привести к доначислению налогов, а также наказанию в виде штрафов и пеней. Если налоговики определят, что нарушения были умышленными, то на организацию может быть наложен штраф в размере 40% от начислений и пеней.
Чтобы оценить налоговые риски и подготовиться к налоговым проверкам, лучше обратиться в компанию с положительной репутацией и большим опытом в этой сфере. Оспаривать решение налоговой службы сложно, обычно суд принимает сторону ФНС. Если во время выездной проверки выявлены нарушения, может быть возбуждено уголовное дело или же налоговый орган может предложить процедуру банкротства компании. При этом владелец или руководитель организации может быть привлечён к субсидиарной ответственности.
Руководитель налоговой практики компании «КСК ГРУПП», кандидат юридических наук Роман Шишкин, дал советы по подготовке организации к налоговой проверке. В случае, когда камеральная налоговая проверка превращается в выездную, подготовка документов является важной задачей для представителей организации. Инспекторы стремятся доказать нарушения со стороны компании, поэтому необходимо подготовить документы и сотрудников таким образом, чтобы компания смогла отстоять свою правоту на этапе досудебных разбирательств или в суде. Стоит отметить, что на уведомление о предстоящей проверке не всегда хватает времени, поскольку инспекция не предупреждает о дате прибытия.
Существует возможность предупредить всех постоянных контрагентов о налоговой проверке, чтобы они могли подготовить необходимые документы для подтверждения сделок. Важно проверить реквизиты, печати, подписи, даты, чтобы документы были соответствующими с обеих сторон.
Если выездная налоговая проверка все же состоится, то компания может оказаться в трудной ситуации. Кроме того, не всегда возможно положиться на сотрудников компании или успеть самостоятельно изучить все нововведения в налоговое законодательство в короткий срок. В таких случаях всегда можно обратиться к независимому специалисту в области аудита или привлечь экспертов, чтобы оспорить решение ФНС о доначислениях.
Компанию «КСК ГРУПП» уже не раз приходилось заниматься оспариванием налоговых доначислений. Один из эпизодов связан с компанией-поставщиком угля. В процессе выездной налоговой проверки инспекторы подвергли под сомнение реальность сделок с одним из контрагентов. Специалисты ФНС установили, что компания не совершала поставки угля, и указали в актах, что у контрагента не было сотрудников, транспорта и складов, а значит такая фирма не могла осуществлять поставки. В результате доначисления в размере 10 млн рублей, в том числе пени и штрафы, были выставлены компании. Поставщик угля, пытавшийся самостоятельно оспорить акт проверки в налоговом органе, не смог добиться успеха. Однако юристы «КСК ГРУПП» вместе с клиентом смогли доказать в Верховном суде РФ, что сделки не были фиктивными.
Офис юридических и консалтинговых компаний, которые специализируются на аудите, в топовых рейтингах в РФ. «КСК ГРУПП» ежегодно доказывает свой профессионализм, занимая лидирующие места. Главная цель компании заключается в том, чтобы клиенты получили не просто совет, а решение своей задачи с просчитанным экономическим эффектом.
Фото: freepik.com