Обучение и развитие персонала в организации

Обучение и развитие персонала в организации

Сегодня профессиональная подготовка сотрудников может оказаться недостаточной для быстрого выполнения поставленных задач. В условиях конкуренции на рынке бизнеса постоянно формируются новые требования, поэтому эффективность работы компании во многом зависит от обучения сотрудников и их развития.

Рассмотрим основные принципы, которые используются для создания "кузницы кадров". После этого обсудим возможные способы их реализации.

Развитие персонала является важным компонентом успешной работы организации. Оно осуществляется путем адаптации и обучения сотрудников.

Адаптация направлена на ознакомление новых сотрудников с правилами и нормами компании, а также конкретного подразделения. Ее нужно проводить как новым сотрудникам, так и тем, кто переводится в другой отдел или филиал. Однако уровень профессионализма сотрудника в начале и конце адаптации изменяется незначительно, поэтому лучше повышать уровень тех, кто уже работает в компании.

Обучение направлено на расширение профессиональных компетенций, и может быть как плановым, так и неожиданным. За обучение отвечают специалисты HR-отдела или учебного отдела крупных компаний. Для организации обучения необходимо выявить потребность в нем, используя, например, аудит личного дела сотрудника, анализ деятельности за испытательный срок, сбор заявок на обучение, аттестацию сотрудников.

Обучение можно организовать внутрифирменно или внешне. Внутрифирменное обучение организуется при наличии отдела обучения и развития персонала, либо наличии авторитетных профессионалов внутри компании. Оно позволяет безотрывно от производства повышать квалификацию сотрудников, но не дает возможности получения новых идей и методов. Внешнее обучение направлено на получение новых знаний и навыков у специалистов-преподавателей, но зачастую более затратно для компании, чем внутрифирменное.

Выбор формы обучения зависит от концепции обучения сотрудников, которую хочет реализовать руководство, от отталкивающих факторов и от стратегической цели, которую хочет достичь компания.

Например, если компания выходит на новый рынок и нужно повысить уровень владения английским языком, то концепция специализированного внутрифирменного обучения может быть реализована для сотрудников разного уровня владения языком. Обучение, ориентированное на личность, может быть организовано для сотрудников, которые не имеют опыта владения английским языком. Многопрофильное обучение может быть реализовано для тех, кто должен улучшить разговорные навыки с применением профессиональной лексики.

Методы обучения персонала необходимы для повышения квалификации сотрудников организации. Выбор формы обучения внутри или вне фирмы зависит от специфики компании и определяет конкретный метод обучения.

Опции обучения внутри фирмы:

  • Инструктаж. Он необходим для приобретения начальных знаний и общей информации о работе, например, о безопасности на рабочем месте и технике безопасности.
  • Ротация. Этот метод обучения предусматривает временный перевод сотрудника в другое подразделение компании для набора опыта и получения новой профессиональной квалификации.
  • Наставничество. Оно включает работу под наблюдением опытного сотрудника. В Великобритании популярна форма наставничества, называемая buddying, которая подразумевает равноправное взаимодействие между наставником и учеником.
  • Shadowing. Этот метод используется в компаниях, сотрудничающих с университетами и колледжами, и заключается в том, что студенты проводят несколько рабочих дней рядом с опытным специалистом, наблюдая за его работой.

Опции обучения вне фирмы:

  • Курсы повышения квалификации и тренинги. Они включают в себя лекции, семинары, деловые игры и разбор кейсов, которые могут быть дистанционными или модульными. Недостатком являются высокие затраты и низкая мотивация участников.
  • Самообучение. В идеале каждый специалист должен самостоятельно заниматься повышением своей квалификации: читать специализированную литературу, участвовать в вебинарах и общаться на профессиональных форумах.
  • Конференции. Они способствуют обмену опытом и налаживанию деловых отношений с другими компаниями и участниками отрасли.

Методы обучения внутри и вне фирмы:

  • Secondment. Это разновидность ротации, которая позволяет сотрудникам не только получить новый опыт в другом департаменте компании, но и научиться работать в другой компании. Возможность использования этого метода зависит от специфики компании.

Оптимальный выбор и комбинация этих методов обучения зависит от ситуации в компании и при необходимости может быть систематизирована через разработку системы развития персонала.

Система развития персонала: что она включает и зачем нужна

Вся компания сможет выиграть от эффективной системы развития персонала. Она направлена на раскрытие профессиональных и личностных компетенций сотрудников, а также на их мотивацию к обучению. Ключевые задачи системы:

  • Оценка профессионального и личностного уровня сотрудников
  • Определение потребностей в обучении
  • Мотивация персонала к обучению
  • Выбор подходов и методов обучения
  • Организация обучающих и контрольных мероприятий
  • Анализ результатов

Систему следует рассматривать как комплексное решение для повышения квалификации и профессионального роста сотрудников. При этом, важно понимать, что от системы необходимо получать обратную связь, чтобы в дальнейшем совершенствовать ее.

Невозможно обойтись без отлаженных коммуникаций между HR и отделом обучения, руководителями и сотрудниками. Построение здоровой доверительной обстановки идеально подходит для мотивации сотрудников на развитие профессиональных навыков. Эффективность обучения обеспечивается путем использования различных методик с привлечением разных людей. Отметим, что новейшие многофункциональные инструменты являются наиболее действенными при создании системы развития персонала.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *